Атырау, 27 ноября 03:28
 облачноВ Атырау +3
$ 498.55
€ 524.28
₽ 4.75

Неподвластный тлению

11 551 просмотр

Иволгинский дацан. 10 лет тому назад мировые средства массовой информации облетела сенсационная новость: спустя 75 лет из-под земли было извлечено оставшееся нетленным тело ушедшего из жизни в 1927 году руководителя буддистов Бурятии Пандита Хамбо-ламы XII Даши-Доржи ИТИГЭЛОВА. Тело этого религиозного деятеля Бурятии находится в расположенном в 36 километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ Иволгинском дацане (монастыре). Недавно мне довелось побывать там.

100 МИЛЛИОНОВ «ОМ»

Путь из Улан-Удэ до монастыря не занял много времени, спустя каких-то полчаса мы прибыли в дацан. Сначала добрались до села Иволги, автобус запаздывал, поэтому пришлось сесть в такси. Дело в том, что мне очень хотелось принять участие в хурале (молебне), который обычно проходит между 8 и 10 часами утра. Несмотря на то что сейчас лето, здесь довольно прохладно.

Оказывается, прежде чем вступить на территорию храма, необходимо совершить несколько обрядов, вне зависимости от того, буддист ты или нет. Основные из них – гороо (обход территории) и хурдэ (вращение молитвенных барабанов). Я сделала один круг по часовой стрелке, вращая молитвенные барабаны разной величины. Ритуальный гороо надо совершить 1, 3, 7, 12 и более раз. Территория монастыря занимает 5 гектаров, так что и один круг мне показался марафоном. Барабаны-хурдэ расставлены по всей территории храма. Внутри этих барабанов находятся написанные на полотне или бумаге мантры (молитвы). Считается, что, вращая барабан, вы запускаете автоматический процесс чтения тысяч мантр, находящихся внутри. Очень удобно. Эти мантры помогают исцелению, очищению кармы (карма у буддистов – это такие несмываемые следы всех ваших поступков, которые определят, кем вы будете в следующей жизни). Как мне сказали студенты-буддисты, в большом барабане находится текст самой главной (и очень короткой, слава Аллаху) мантры «Ом мани падме хум», написанный сто миллионов раз!

РЕКТОР В ПЕЩЕРЕ

Найти ректора буддийского университета «Даши Чойнхорлин» при Иволгинском дацане Ганжур-ламу РАДНАЕВА (на снимке) оказалось не так уж и трудно. К группе людей, которые стояли перед дверью в очереди к Ганжур-ламе, присоединилась и я. Узнав о том, что я приехала из Казахстана, Ганжур-лама немного удивился, а потом спросил:

– Вы же мусульманка. Вам не сделают «секир башка», если узнают, что встречались со мной? Хочу сразу же предупредить, мы принципиально не занимаемся миссионерством (агитацией за буддизм).

Полноватый Ганжур-лама, несмотря на своё одеяние монаха, оказался очень общительным, весёлым и остроумным человеком.

– Как человек становится ламой? Или ими рождаются?

– Для этого надо 16 лет учиться в монастыре. Я в 1974 году уехал в Монголию, чтобы изучать буддизм. Буддизм – это свобода выбора. Каждый выбирает свой путь, некоторые дают обет безбрачия, другие уходят из монастыря, потом могут вернуться. В нашем университете сейчас учатся 200 студентов, 40 юношей ушли по призыву в армию. Монах ты или нет, но должен выполнить свой долг перед отечеством. Когда студенты в университете пройдут все 8 или 16 ступеней, они могут называться ламами.

– Какие предметы изучают ваши студенты?

– Мы изучаем природу, ведь все мы дети природы. В курс входят медицина, астрология, математика, психология, буддийская логика, основы буддизма, грамматика тибетского языка, иконография, буддийская философия и история, основы медитации. Практика медитации начинается со старших курсов и проводится по три месяца в году. Те, кто постиг Пустоту (странное понятие, заменяющее буддистам Бога. С. Т.), на год идут в отшельники, чтобы медитировать.

– Для медитации нужна специальная подготовка?

– Конечно. Это же йога, особое состояние человеческого тела и духа, путешествие в пограничные зоны.

– Вы сами медитируете?

– Я просто обязан делать это один раз в год в течение 7 дней. Я совершаю медитацию в укромном месте, в пещере.

– Что это за место?

– Каждый выбирает его сам. Эти места для других – тайна, чтобы тебе никто не мог помешать. Ещё есть особые сакральные места, куда мы с группами студентов ездим медитировать.

– Когда вы разговариваете с человеком, вы чувствуете его энергетику?

– Вы имеете в виду, хороший он или плохой?

– Ну...

– Это обязательно, пару слов вымолвит, и сразу видно, какой у него интеллект.

– На чём держится всё хозяйство университета и дацана?

– Меценаты помогают. Любая религия живёт за счёт приношений.

– Ганжур-лама, вы ведь ещё и астролог. Можете сказать, что ожидает нашу газету?

– Вы сейчас перешагнули полюс успеха, только не надо лениться, жизнь – это борьба с самим собой.

ЖИВОЙ ТРУП

Пандита Хамбо-лама XII Даши-Доржи Итигэлов. Основной целью моей поездки было увидеть умершего, но, по слухам, в то же время живого Хамбо-ламу Итигэлова. Выяснилось, что его, к сожалению, не показывают праздным любопытствующим. Настоятель дацана Аюр-лама наотрез отказался удовлетворить мою просьбу. Но и я не собиралась отступать. С просьбой предоставить мне возможность увидеть Итигэлова я вновь обратилась к Ганжур-ламе, далеко не последнему человеку в иерархии буддизма в России. В общем, после длительных переговоров я попала в храм, в котором находится тело Итигэлова.

Вот он, лама, сидит в глубине храма, в стеклянном ящике, в позе лотоса. Неподвижный взгляд его прозрачных зеленоватых глаз устремлён в одну точку. Взяв в руки вручённую мне ритуальную ткань из голубого шёлка, я поклонилась ему, выражая своё уважение перед великим философом, поднявшимся на высочайшую вершину духа, сумевшим сделать своё бренное тело неподвластным гниению и распаду. Жалко, что фотографировать это чудо запрещено. Назвать это тело трупом язык не поворачивается, хотя лама, несомненно, мёртв. Дух его ушёл в нирвану 85 лет назад. Да, мягкие ткани в области носа немного деформированы, но это не иссохшаяся забальзамированная мумия! Если лама и умер, то кажется, что всего лишь пару дней назад...

Мне сказали, что в Бурятии к середине лета температура воздуха поднимается до 40 градусов. Меня поразило отсутствие какого-либо охлаждающего устройства в этом примитивном саркофаге.

УШЁЛ В НИРВАНУ. СКОРО ВЕРНУСЬ

Известно, что Пандита Хамбо-лама XII родился в 1852 году, избран главой буддистов Бурятии в 1911-м. В 1927 году он ушёл из жизни, завещав извлечь его тело через 75 лет. Тело Хамбо-ламы Итигэлова, умершего во время длительной медитации в позе лотоса, поместили в кедровый ящик и похоронили.

По словам монахов Иволгинского дацана, перед уходом Итигэлов, собрав всех учеников, попросил их прочитать особую мантру «Хура Намши» – пожелание умершему хорошего перерождения. Ученики не осмелились, ведь он ещё жив! Тогда Хамбо-лама сам начал читать молитву, и ученики присоединились к нему.

«ПОСМЕРТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НЕТ»

В сентябре 2002 года саркофаг был поднят, и при его вскрытии оказалось, что тело Ламы не подверглось тлению. Из акта наружного осмотра эксгумированного трупа, подписанного тремя ведущими специалистами республиканского центра судмедэкспертизы: «Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от трупа не определялись… Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведённом вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесённых травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено».

Экспертов особенно поразило то, что труп Итигэлова сохранил некоторые признаки, свойственные живому организму. Меня потрясло то, что сохранились глазные яблоки! По утверждению проводившего исследования судебно-медицинского эксперта, доктора медицинских наук Виктора ЗВЯГИНА, тело ламы не имеет выраженных посмертных изменений. Анализы, проведённые с помощью инфракрасной спектрофотометрии, показали, что белковые фракции Хамбо-ламы имеют «прижизненные характеристики».

«ОН РЕАЛЬНО ЖИВОЙ»

Я вернулась к ректору буддийского университета Ганжур- ламе, чтобы задать ему ещё несколько вопросов и как-то упорядочить сумбур в голове.

– Ганжур-лама, эксперты, исследовавшие тело Итигэлова, заявили, что труп выглядит так, как будто он скончался 12 часов назад. С того времени прошло 10 лет, есть ли изменения?

– Никаких изменений нет. Я его часто осматриваю и пока ничего не заметил.

– У него и глазное яблоко сохранилось, или мне так показалось? А пульс есть? Правда ли, что, как сегодня мне говорили монахи, тело ламы потеет?

– У него всё есть – и давление, и пульс. Он как живой человек, и в самом деле потеет.

– Как вы можете описать состояние Хамбо-ламы Итигэлова: он мёртв или медитирует?

– Примеров нетленности мёртвого тела в мире нет. Поэтому я могу объяснить его состояние только так: он живой.

– Ну, если он живой и медитирует, то когда он выйдет из состояния медитации?

– Когда к нам придёт следующий Будда, через две тысячи лет.

– Как вы думаете, он достиг состояния Будды?

– Никто пока не может ответить на этот вопрос. Но он вышел за пределы сансары (круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой).

НАПОЛНИ СЕБЯ ПУСТОТОЙ

По словам Ганжур-ламы, Итигэлов провёл «всесторонний и качественный анализ пустотности и достиг прямого, практического постижения Пустоты – великой реальности всех явлений». Это невозможно перевести на обыденный язык. И не надо. Но мы знаем хотя бы, что такое, например, пустой стакан. Так вот, говорит ректор, эксперты, исследовавшие тело 10 лет назад, сообщали, что в нём нет железа, цинка, серебра, йода и прочих металлов и минералов, то есть внутри него образовалась как бы пустота. Живое (ткани) нетленно, а мёртвое (минералы и т. д.) покинуло тело ламы. Так что смерти здесь делать нечего. Хамбо-лама ускользнул от неё.

Вот так устроен буддийский ум. Монахи верят, что у отдельного человека всегда есть шанс спрыгнуть с колеса рождений и смертей и уйти в нирвану, как Итигэлов. Наш Коркыт ата тоже пытался убежать от смерти, но не смог. Но он, говорят, понял что-то, что не передать словами. То, что он доверил кобызу, изобретённому им. И кто теперь знает, о чём рассказала музыка Коркыт ата в авторском исполнении?

Он тоже был «живее всех живых». Эта скульптурная голова Ленина в городе Улан-Удэ до 2010 года считалась самой крупной в мире. Высота до макушки составляет 7,7 метра. Диаметр головы 4 метра, вес – 42 тонны. Но сейчас в канадском Ванкувере установлена голова Владимира Ильича Ленина, высота которой достигает 17 метров.

Сания ТОЙКЕН

Атырау – Улан-Удэ – Иволгинск – Атырау

21 июня 2012, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.