Фотограф Дмитрий Макаров, проживающий в Финляндии, посетил Казахстан и был возмущен запретом на фотосъемку в национальном музее в Астане.
Турист сравнил эту ситуацию с опытом путешествий по Африке, где местные жители часто негативно реагируют на камеры и требуют оплату за съемку.
«Мне сразу вспомнились поездки по Африке, где каждый прохожий может триггернуться из-за камеры, заявив, что снимать нельзя. А потом предложит заплатить за съемку, угрожая вызвать полицию, если не заплатишь. Даже если ты просто фотографируешь дерево или мусорный бак», — делится Макаров. По его словам, такое поведение объясняют опасениями, что кто-то заработает на их культурном наследии, не поделившись прибылью.
Турист отметил, что подобное он встретил и в Казахстане. В музее ему предложили заплатить 20 тысяч тенге (примерно 40 долларов) за возможность фотографировать в одном из залов. А таких залов, как оказалось, в музее немало.
«О том, что фотографии можно было бы показать друзьям или выложить в соцсети, повышая хоть немного известность казахского культурного наследия, похоже, даже не задумываются», — с разочарованием отметил фотограф. По его мнению, это могло бы привлечь больше внимания к музею и заинтересовать потенциальных туристов.
Кроме того, Макаров выразил недовольство нехваткой контекста по поводу экспонатов. «В основном это артефакт, цифра, подпись, что это, и всё. Окей, спасибо, я вижу, что это браслет с грифоном», — иронично добавил он.
Не обошлось и без неприятных сюрпризов в организации движения по музею. После экскурсии турист решил вернуться в начало и изучить экспонаты более внимательно, но его остановили.
«Здесь только выход, входа нет!» — сообщили ему сотрудники. «В смысле, это как?» — удивился посетитель. Оказалось, что вход на втором этаже, а он находился на третьем. «А войти через выход нельзя?» — спросил он, на что получил категоричный ответ: «Нет, нельзя, здесь только выход».
Подобные неудобства и строгие правила фотограф охарактеризовал как «чудесный экспириенс». Его завершило открытие странного стенда в зале с сакскими артефактами. «Стоит стенд с макропрепаратами — так и называется “Макропрепараты”. Экспонаты подписаны “Макропрепарат №1”, “Макропрепарат №2”... и так до пяти. Что в банках? При чем тут племена саков?», — недоумевает турист.
Макаров также пожаловался на неработающие QR-коды.
- У меня обычная беззеркалка, не самая плохая, но без нормального света ничего профессионального в этих полутёмных помещениях не снять. Не знаю, что там в России. Я с этой камерой обошёл много музеев, в том числе в Армении, Грузии и Азербайджане, и ни у кого не возникало вопросов. Да и зачем равняться на тех, кто запрещает? Я спросил про съемку на телефон, и мне сказали, что тоже нельзя. Но все фотографируют. Видимо, всех просто не поймать, вот и забили, - заключил фотограф.