Идейный смысл этноскульптур, недавно появившихся в нашем городе, дошёл не до всех. Их автор Гульфия МЕЛДЕШ из Алматы решила объясниться с горожанами: к примеру, раскрыть тайну ангела, распростёртого над древним городищем, секрет муже-женщины, восседающей на лани, и прочих кульбитов своего творчества.
Кстати, работы Гульфии можно найти в любом городе нашей необъятной страны. В Атырау помимо 14 этнических фигур, украсивших аллеи и скверы, есть ещё памятник Хиуаз ДОСПАНОВОЙ – тоже её авторства.
– Гульфия, так что там с ангелом?
– Это не ангел! Это ханская дочь Айша, которая жила в древнем городище Сарайчик, плавала на золотой ладье по озеру и кормила лебедей сахаром. Впоследствии она стала наложницей одного хана и в тоске бросилась в пучину озера. Об этой красивой легенде, по-моему, в Атырау все знают.
– А почему она с крыльями?
– Это паруса её ладьи. А на оборотной стороне скульптуры я изобразила древний город.
– А есть ещё легенды, ставшие темой ваших скульптур?
– Конечно! Только она не ваша, а известна в Южном Казахстане, откуда я родом. Давным-давно жил хан, и не было у него детей. Тогда он взял молодую наложницу, и вскоре она забеременела. Злая и завистливая старшая жена решила погубить ребёнка. Так уж случилось, что во время родов хан уехал на охоту. Молодая наложница родила даже не одного, а двоих детей. Жена хана взяла детей и велела слугам убить их, а вместо них положила двух щенков. Горю матери не было предела, и слуги, видя её слезы, решили не убивать младенцев. Они положили их в корыто и пустили по реке Сырдарье. Корыто прибилось к берегу острова Ханшаим, где детей подобрала добрая лань. Это животное и выкормило их... В скульптуре я изобразила это удивительное животное. Когда смотришь на это творение с одной стороны, видишь на лани батыра, а посмотришь с другой стороны – на ней восседает прекрасная девушка – его сестра.
Гульфия Мелдеш. ...Есть ещё много интересных скульптур, например, «Бурыш». Раньше парни и девушки знакомились по-другому. Здесь парень прижал руку к сердцу, он исполнен любви и чистых намерений. А девушка очень скромна, как и полагается. А вот – музыканты, домбра, кобыз... Все они сделаны из того же материала, что и Родина-Мать в Волгораде – шамат-армированный монолит. А делались эти скульптуры в Алматы, по заказу областного акимата Атырау, в подарок горожанам.
Этнический стиль – это, конечно, хорошо, подумала я уже после расставания со своей собеседницей. Практически все памятники и скульптуры в Атырау – на историческую либо этническую тему. Просто иногда хочется чего-то необычного. В Караганде, к примеру, недавно поставили памятник крылатой фразе, который так и называется: «Где-где? В Караганде!». И сразу попали в книгу рекордов Гиннесса. В Костанае недавно был установлен оригинальный памятник техническому прогрессу – 20-метровая бетонная клавиатура, точь-в-точь повторяющая классический девайс. Наконец, «битловский» памятник в Алматы. А мне вот видится рыбак с удочкой, зацепивший во-о-о-т такого сазана! Его можно будет посадить где-нибудь поближе к реке. Впрочем, о чём это я, кто ж его посадит, он же памятник...
Анастасия ПАСТУХОВА
Фото из личного архива Гульфии МЕЛДЕШ и Каната ЕЛЕУОВА