Мы уже рассказывали, что в рамках очередной реформы отечественного здравоохранения в наших поликлиниках появились психологи и социальные работники. А недавно в городской поликлинике №1 прошли специальные тренинги для новых работников и всего среднего медицинского персонала.
Организатором выступила сама поликлиника, наделённая правом тратить 10% премиального фонда на обучение своих кадров.
Тренерами выступили специалисты РГП «Республиканский центр развития здравоохранения» (далее РЦРЗ) – начальник отдела методологии Ляззат РАХИМОВА и психолог Раушан КУНАБАЕВА.
НОРМАТИВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
– У вас было время познакомиться с нашими кадрами. Каковы впечатления?
– Хорошие. Персонал любознательный и активный, и в конце цикла обучения прогресс был налицо. Наша цель – научить медсестёр и соцработников психологически грамотно работать с пациентами.
Раушан Кунабаева.– По роду деятельности часто приходится выслушивать жалобы на хамское отношение младшего и среднего персонала к пациентам.
– Поймите, им приходится нелегко. Возможно, у сотрудников не хватает компетенции, профессиональной ответственности, терпимости к тем пациентам, у которых, может быть, характер не сахар. Но важно то, что на своих занятиях мы почувствовали у курсантов желание изменить ситуацию. А осознание проблемы – это уже шаг вперёд. Кроме того, через 3 месяца мы проведём контрольное тестирование, чтобы проанализировать результаты работы.
– Чем будут заниматься соцработники?
– Это новое направление, нормативная база только разрабатывается, и зачастую новые сотрудники не знают своих функциональных обязанностей. Соцработники делятся на 2 категории: первые – это средний медперсонал, они ведут патронаж престарелых и инвалидов по месту жительства, оказывают первичную помощь пациентам. Вторые – работники с высшим образованием. В их задачи входит консультирование и профилактическая работа на участке. К примеру, он следит за тем, чтобы девушка прошла обследование накануне замужества, вовремя встала на учёт во время беременности, своевременно посещала врача, и на выходе мы получаем здоровую мать и дитя. В этом суть профессии соцработника.
– Получается, что помимо семейных врачей, мы будем закреплены за соцработником? Но, к примеру, в поликлинике №1 на 65 тысяч населения по нормативу их всего 7. Насколько реально охватить всех, кто в этом нуждается?
Ляззат Рахимова. – Сегодня о соцработниках узнают через разные источники, прежде всего в регистратуре при визите в поликлинику. Иногда после визита к соцработнику человеку может даже не потребоваться помощь узкого специалиста. Достаточно направления в имеющиеся при поликлиниках школы гипертоников, диабетиков и др., а иногда и визита к психологу. Кстати, эта система во многом напоминает систему семейных врачей. По поводу штата – таковы нормативы. И потом, соцработники могут привлекать к своей деятельности молодёжь в рамках волонтёрского движения, активных пенсионеров.
«ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я ВАШ НОВЫЙ СОЦРАБОТНИК»
– И всё-таки я сомневаюсь, что люди сами будут обращаться к соцработникам. Обычно мы бежим в поликлинику, только если серьёзно «прихватит». Например я не знаю, кто наш соцработник. Насколько мне известно, мои коллеги тоже. Может, имеет смысл, чтобы они сами знакомились со своими подопечными?
– Так и будет. Они будут ходить и знакомиться с людьми на своём участке. Я уже говорила, что программа новая. В Америке институт медицинских психологов тоже появился не сразу… Раньше проблема была в том, что врач видел только болезнь, но не человека. Коллега – гинеколог рассказывала, что на участке запоминала женщин не по именам, а по болезням. Но вместо того, чтобы «растаскивать» человека по органам, следует понять первопричину болезни. Доказано, что причиной 70% болезней является психосоматика, в том числе стрессы по социальным причинам.
– Получается, в функции соцработников входит помощь в решении социальных проблем?
– В значительной степени. Часто инвалиды и пенсионеры не знают своих социальных прав. Консультирование по этим вопросам тоже входит в обязанности соцработника.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото Каната ЕЛЕУОВА