Атырау, 19 сентября 06:23
 ясноВ Атырау +18
$ 478.96
€ 533.03
₽ 5.22

«Это как запретить рестораны, чтобы развивались столовые» - аналитики о решении Минтранспорта

4 233 просмотра

Телеграм-канал DESHT

С опозданием, но все же прокомментируем планы Минтранса ограничить междугородние поездки через цифровые платформы.

1.Серый рынок

Межгород на автомобилях существовал и до цифровых платформ. Привокзальные парковки были заполнены таксистами, которые громко кричали куда едут. Конкурентов выдавливали буквально силой и монополизировали «пятак». Активно участвовали ОПГ. Люди готовы были часами ждать пока не заполнится машина, а потом ехать в сомнительных условиях.

И все это даже тогда было привлекательнее, чем поехать на автобусе.

Так что аргумент о том, что именно «цифровизация повлияла на снижение популярности автобусов» явно ложный. А альтернативой ограничения цифровых платформ является описанное выше, а не рост автобусных перевозок.

Причем парковка таксистов может оказаться где угодно, не обязательно возле вокзала. И скоординировать клиентов они смогут легче, через мессенджеры.

2.«Близорукость»

Мы уже писали о проблеме неправильного определения границ рынка. Минтранс не доказал, что такси и автобусы — это единый рынок «пассажироперевозок». В условиях города это еще возможно, но межгород — иная ситуация.

Вероятнее всего, у них совершенно разные клиенты. Как минимум, разные ценовые сегменты. На такси-межгороде ездят те, кто готов существенно переплачивать за комфорт. Причем это очень конкурентный рынок, поэтому цена оптимальна — в отличие от ограниченных автобусов такси может стать любой частный автомобиль. Это как запретить рестораны, чтобы развивались столовые.

Можно было бы коснуться и проблемы бедности — как казахстанцы, которые «тратят половину денег на еду», одновременно не экономят на такси, да так, что это стало проблемой. Но это другая история.

3.Контроль

Мы уже неоднократно писали: не вводите ограничения, которые не можете контролироватьЧеловеческие и технические ресурсы цифровых платформ гораздо больше, чем у госоргана. Пока даже сложно представить, как Минтранс сможет эффективно мониторить соблюдение новых требований без данных от самих платформ.

Есть, однако, гораздо более важный вопрос.

Мы давно наблюдаем танцы вокруг цифровых платформ. Тот же Минтранс хотел ограничить водителей такси 8-часовым рабочим днем. АЗРК постоянно не устраивает их размер. Хотят обязать водителей принудительно создавать ассоциации со взносами и обязать платформы работать только с ними.

Эта новость — лишь капля в общем потоке. Как госорганы принимают решения, которые затрагивают интересы сотен тысяч казахстанцев? Насколько такая власть откровенно неподконтрольных исполнительных органов адекватна и не имеет ли смысл ограничить их функции законами? Где парламент и партии, которые выступают за доходы и качество жизни населения?

Голову Гидре можно отрубать бесконечно, поэтому нужен другой подход для решения этой и будущих проблем.

1 августа, 12:46

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.