Политолог Марат Шибутов поделился впечатлениями о прошедших слушаниях, на которых обсуждался вопрос утильсбора.
"Сегодня прошла новость, что по петиции против утильсбора рабочей группой принято предварительное решение - отказать в удовлетворении. Это довольное важное событие, потому что апробирован процесс работы рабочей группы по важному вопросу и потому что вопрос утильсбора был актуальным много лет и всегда был в информационной повестке.
По поводу работы рабочей группы - там были 2 заседания, плюс выезды на заводы по производству автомобилей и сельскохозяйственной техники. В самой рабочей группе было 40 человек, и она включала все заинтересованные стороны. Не очень понятна претензия Бокаева по поводу того, что он и его сторонники составляли всего 6 человек. Но ведь тут не только их собственные интересы, но интересы автозаводов, заводов по утилизации мусора, депутатов, Министерства промышленности и Министерства экологии, так что такой состав оправдан.
Важно, что посетили 6 заводов и показали процесс их работы – ведь столько было разговоров, что заводы фикция, но все это оказалось ложью. Хорошо, что были полностью соблюдены стандарты открытости – на канале Минпрома выложены видео как с рабочих заседаний, так и с посещения заводов. Причем это были трансляции – самая длинная занимает 5 часов и 44 минуты, но есть 2 часа 46 мину, 1 час 27 минут и так далее. Правда просмотров не так много, но видимо такой вот интерес к вопросу в реальности.
Надо понимать, что в отличие от социальных сетей, где поток информации идет в одну сторону и собирается в основном уже лояльная аудитория, любое обсуждение подразумевает спор, обмен мнение, использование аргументов. Поверьте мне, тут нельзя просто на эмоциях проехать – люди все сидят опытные, манипуляции видят на раз и погружены в вопрос очень глубоко. Если ты отказываешься от такой дискуссии, то значит ты к ней просто не готов и боишься проиграть. Такое поведение инициативной группы их не красит – за столько лет можно было подготовиться.
Кстати, выяснилось, чему я в принципе и не был удивлен, что активисты переигрывали с формулировкой: «не преследуя личных целей и выгоды». Инициаторы петиции оказались, сами что ни на есть заинтересованными лицами в «шумихе вокруг утильсбора», это импортеры сельхозтехники, ряд компании, занимающиеся перепродажей запчастей, ремонтом авто, а также приемщики черного и цветного лома.
Теперь по поводу самого утильсбора. Петиция была еще нужна просто потому, что обычно госорганы выдают информацию в час по чайной ложке, а тут все информацию выложили сразу. К примеру, вот так распределяются деньги от утильсбора:
• 160 миллиардов тенге направлено на финансирование льготного автокредитования лизинга сельхозтехники и автобусов,
• 20 миллиардов тенге направлено на финансирование льготного лизинга по сельскохозяйственной технике,
• 200 миллиардов предусмотрено на финансирование пожарных машин для организаций лесного хозяйства,
• 90 миллиардов предусмотрено на приобретение спецтехники для организаций МЧС
• 215 миллиардов тенге - возврат утилизационных платежей производителям транспортных средств в сельскохозяйственной сфере
Плюс показано как на самом деле развилась наша автомобильная промышленность – возникло ряд производств, которые не только осуществляют сборку, но и выпускают уже часть деталей. Так начинали все автомобильные державы, кроме исходных, это нормальный процесс. Отмечу, что сейчас экономисты и макросоциологи доказали, что все разговоры про успешность открытого и свободного рынка – просто чушь, а достигают успеха страны, которые занимаются развитием собственного производства и протекционизмом.
В общем, петиция против утильсбора была одним из первых петиций, которая была рассмотрена по установленной процедуре и на мой взгляд прошло это довольно образцово. Другим министерствам и акиматам надо делать по этому образцу. А инициативной группе надо просто лучше готовиться к дискуссии и надо честно признавать свое поражение. Ситуация с утильсбором по сравнению с 2016 годом сильно поменялась, это надо честно признать и заняться другими проблемами, а их хватает."