Атырау, 21 сентября 18:44
Ночью ясно+9, утром +14
Курсы Нацбанка: $ 387.34  € 428.44  P 6.04

Найдено место захоронения Сырыма Датова

2 июля 2007 в 00:00
Найдено место захоронения Сырыма ДатоваСегодня наука достигла таких вершин, что, кажется, в истории и на карте уже не должно бы остаться белых пятен. Тем не менее неразгаданных тайн в далеком прошлом еще немало. В Западно-Казахстанской области одной такой загадкой стало меньше. Научно-исследовательская экспедиция побывала в Узбекистане и установила место захоронения легендарного батыра Сырыма Датова.
В сентябре в Приуралье, на родине предводителя первого крупного национально-освободительного движения, вспыхнувшего в Великой степи в ХVIII веке, будет отмечаться его 265-летие. К этой дате готовится специальная программа. Торжества намечено провести в районе, названном в честь любимого в народе героя Сырымским. Запланированы открытие музея и мемориала, айтыс, научно-практическая конференция. В общей картине празднования недоставало только одного звена. До сих пор доподлинно не установлено, где именно похоронен отважный бунтарь. Восполнить этот пробел было поручено Западно-Казахстанскому центру истории и археологии.
- Инициатива проведения экспедиции принадлежит акиму области Нургали Ашимову, - говорит руководитель центра доктор исторических наук Мурат Сдыков. - В ее состав вошли ученые и краеведы. Главное, что нас объединяло, - стремление восстановить подлинную картину событий. Поскольку народное движение под предводительством Сырыма является значительной вехой в истории Младшего жуза.
В том, что экспедиция принесет реальные результаты, можно было не сомневаться. За пять лет, прошедших со времени основания, центром проделана огромная работа. Пожалуй, самым важным открытием можно считать научно обоснованное доказательство того, что издревле в Приуралье тюркские народы вели не только кочевой, но и оседлый образ жизни. Множество новых, ранее не известных фактов установлено при раскопках курганов. Разработана и успешно применяется продуманная технология их исследования. И после изучения степные пирамиды сохраняют свой облик исторических памятников. То есть центром накоплен и апробирован определенный опыт и методика научных изысканий, имеющих для Казахстана значительную ценность. И на сей раз к столь ответственной экспедиции ученые готовились заранее и с большой тщательностью.
- Еще в прошлом году была проведена большая поисковая работа в архивах Казахстана, России и Узбекистана, - продолжает Мурат Наурызгалиевич. - Кропотливо проанализирован огромный объем документов, исторической и научно-популярной литературы, публикаций в различных средствах массовой информации. Мы опросили довольно широкий круг ученых. Письменных источников, касающихся событий периода конца ХVIII - начала ХIХ веков, непосредственно национально-освободительного движения и личности Сырыма Датова, достаточно много. Но ни в одном их них не оказалось конкретных данных, касающихся места его захоронения. Вне сомнения, собранный и систематизированный материал имеет определенное значение для отечественной истории, поскольку в нем характеризуется политическая ситуация того периода. Среди современных научных исследований особое место занимают монографии, посвященные жизни Сырыма. Это труды М. Вяткина, С. Муканова, К. Темирханова. Но и у этих авторов мы не нашли каких-либо конкретных указаний на место гибели и последнего приюта нашего героического земляка.
Публикаций в прессе было также немало. По словам Сдыкова, их значимость прежде всего в том, что они содержат большой этнографический материал. Это сказания, легенды, предания казахского народа, касающиеся последнего периода жизни храброго воина. А учитывая менталитет степняков, их обычай передавать из уст в уста пересказы и воспоминания, этот фольклорный материал также всегда считался немаловажным источником информации. Степень ее достоверности, как правило, устанавливается путем сопоставления с научно подкрепленными данными. Вывод, который сделали члены экспедиции на подготовительном этапе, - проверять придется несколько версий.
Как известно, Сырым Датов боролся против колониального гнета и ханского произвола. Он был яркой и самобытной личностью, а в народе славился не только как бесстрашный воитель, но и поэт-златоуст, талантливый акын. По свидетельству историков, уже в двадцать лет он стал бием рода байбакты. А затем сумел повести народ на борьбу за свои права. И хотя восстание потерпело поражение, оно не было напрасным. Его итогом стало формирование ханского совета - выборного органа для управления родами. Хан Есим был убит. Его родственники дали клятву отомстить Сырыму. Отправляясь со своими соплеменниками в Хивинское ханство, Сырым Датов надеялся найти там сторонников и единомышленников. Влияние казахских родов к тому времени в Хиве было достаточно велико. Но именно в этот период междоусобная борьба между родами за главенство обострилась. И популярный в народе Сырым Датов султанам и ханам пришелся не ко двору. Политическая смута привела к притеснению казахов. Известен факт стычки между воинами батыра и нукерами хивинского хана, грабившими казахские аулы. Трагизм ситуации заключался в том, что вернуться домой Датов не мог. Там его непременно бы настигла месть. Оставаться в Хиве также было опасно из-за интриг местных правителей.
- В обстановке вражды прошли последние дни жизни батыра, - рассказывает Мурат Сдыков. - По известным нам источникам, он принял насильственную смерть. Как свидетельствует Бауыржан Каратаев, депутат первой Государственной думы Российской империи, к этому убийству причастен его прадед султан Каратай. Есть утверждение и о том, что Сырым отравлен по приказу хивинского хана. Но как бы то ни было, причиной гибели стало враждебное к нему отношение. Именно поэтому место могилы тщательно скрывалось. Видимо, существовала реальная опасность, что она может быть осквернена врагами. Ориентиром для экспедиции стала просьба батыра похоронить его там, где настигнет смерть.
Сохранилось упоминание и о том, что Сырым-батыр похоронен в трех днях пути из Хивы в казахские земли. Учитывая скорость передвижения, члены экспедиции пришли к выводу, что это территория нынешней Каракалпакии. В первый же день состоялась встреча западноказахстанцев с учеными Каракалпакского филиала Института истории, этнографии и археологии АН Республики Узбекистан. По словам Сдыкова, коллеги оказали гостям неоценимую помощь, предоставив все сведения, которыми располагали. Проанализировав их, экспедиция побывала в городах Нукус и Ургенч, в поселках Кипчак, Бестобе и Гурлен. Как наиболее близкие к истине, были определены два варианта.
По первому из них могила Сырыма находится в комплексе захоронений, известном под названием \"Гыжик-батыр\", расположенном в 60 километрах от Нукуса. Но, побывав там, ученые решили, что версия ошибочна. Во-первых, интересующее их сооружение первоначально служило мечетью. Захоронения появились несколько позже. К тому же особенности конструкций соответствовали так называемому каракалпакскому культовому стилю. То есть это место никак не могло быть могилой казахского воина. Еще одна безымянная могила, как выяснилось, находится в полусотне километров от Ургенча. Местные жители именуют ее \"Гайып-ата\".
- В 1998 году вышла книга кандидата наук Темирханова \"Сырым Батыр\", - поясняет М. Сдыков. - В ней он рассказывает о предании, по которому сподвижники батыра доставили его тело до ближайшего поселка и с согласия местного имама похоронили на самом высоком месте, не затапливаемом водами Аму-Дарьи. За захоронением закрепилось название \"Гайыптан тайып келген адам едi\", трансформировавшееся затем в \"Гайып-ата\".
Описание могилы в книге приводится со слов местного аксакала, ссылавшегося в свою очередь на родителей. Из поколения в поколение передавалась молва о том, что здесь похоронен истинный герой. На поклон к могиле во все времена ходили казахи. В 2004 году на месте почти разрушившегося строения возведен мавзолей. Местный имам Аллаяр Халлиев и настоятель Пулат Давлетов рассказали, что по поверью здесь, на месте своей смерти, похоронен человек, пришедший из Казахстана. По свидетельству археологов, предыдущее строение было возведено более двух веков назад. Участники экспедиции опросили население поселка. Старожилы рассказали, что \"Гайып-ата\" является самой древней могилой. Вокруг нее и образовался впоследствии некрополь. Прежние постройки возводились в стиле, присущем казахским захоронениям с соблюдением мусульманских традиций. И тем отличались от других.
- То есть все сошлось, - говорит Мурат Сдыков. - По совокупности и сведений, и признаков сделан вывод, что это последний приют Сырыма Датова. Результат экспедиции превзошел наши самые смелые ожидания. Достичь его помогли ученые Узбекистана, которым мы очень благодарны. И, конечно, немаловажную роль сыграли традиции немногочисленной казахской диаспоры, которая из поколения в поколение передавала рассказ о бесстрашном заступнике народа, ратовавшем за справедливость и свободу.
«Казахстанская правда»

СПРАВКА
Срым Датов (Сырым Дат-улы) (1753—1802) — старшина казахского рода Байбакты Младшего Жуза, предводитель народного антифеодального и антиколониального движения казахов в 1783—1797 годах.
Имеются сведения, что Срым Датов принимал участие в Крестьянской войне 1773—75 годов под предводительством Пугачёва. Сохранилось донесение А. В. Суворова графу П. И. Панину от 22 июня 1775 г., в котором он сообщает о С. Датове как одном из активных участников восстания. В любом случае волнения казахов были прямым продолжением тех событий.
В 1775 году императрица Екатерина II даровала казахам некоторые права, в частности разрешила использовать в зимнее время пастбища в междуречье Урала и Волги. Но Уральскому казачьему войску решительно не нравились уступки, начались неизбежные в таких случаях трения, конфликты, казаки требовали оставления заложников (аманатов) при переходах через их земли, оплаты земель, используемых при перегоне скота. Казахи периодически «взрывались» набегами, в ответ проходили карательные экспедиции. Из-за набегов на караваны практически прервалась торговля между Россией и среднеазиатским государствами: Бухарой, Хивой, Кокандом.
Начались попытки провести реформы в устройстве казахских родов Младшего Жуза, которые позволили бы царской администрации контролировать их. Одной из таких попыток было созвание своеобразного степного парламента — народного собрания. Оренбургский генерал-губернатор барон Игельстрем быстро понял, что созвание собрание было ошибкой. Его главой был выбран Срым Датов, а не хан Младшего Жуза Нуралы. В итоге хан, утративший всякую популярность, вынужден был бежать под защиту России. Собрание же превращалось в подобие польского сейма, времен шляхетской вольницы. Начиная с 1783 года идет непрерывная борьба, в которой царская администрация пыталась навязать свою волю, с казахской же стороны все больше и больше выдвигались требования о фактической независимости.
Решив, что игры в степной либерализм пора прекращать, царская администрация в 1791 году объявляет о возвращении ханской власти, назначив ханом султана Есима. В ответ Срым Датов фактически объявляет войну, начинаются многочисленные набеги на пограничную линию, не прекращавшиеся в течение десяти лет.
В 1797 году Срым Датов вынужден откочевать на юг, на земли Хивинского ханства. В 1802 году он умер, по некоторым данным был отравлен.

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz

 

7746 просмотровНа главную Поделиться:

Подпишитесь и узнавайте о новостях первыми


На главную

Наш WhatsApp номер для новостей:
1 2 3