Антимонополисты хотят снизить влияние «Отбасы банка» на ипотечный рынок, передает КазТАГ.
«Услуга ипотечного жилищного кредитования является невзаимозаменяемой. Анализируемый период 2021, 2022 годы, первое полугодие 2023 года. Рынок услуг ипотечного жилищного кредитования за анализируемый период характеризуется как высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией. В анализируемый период АО «Отбасы банк», АО «Банк ЦентрКредит», АО «Bereke Bank», АО «Банк Фридом Финанс Казахстан» имеют стабильность на рынке ипотечного жилищного кредитования в рамках государственных программ и занимают совокупное доминирующее положение. Вместе с тем, АО «Отбасы банк» занимает доминирующее положение на рынке ипотечного жилищного кредитования вне государственных программ, то есть обладает возможностью контролировать данный рынок и оказывать значительное влияние на общие условия», - говорится в отчете агентства по защите и развитию конкуренции (АЗКР) за 2023 год.
По итогам проведенного анализа агентство предлагает направить в Национальный банк, агентство по регулированию и развитию финансового рынка, министерство национальной экономики, министерство финансов рекомендации о принятии следующих мер:
1. Введение адресного субсидирования ипотечного займа, ориентируясь на социальный статус заемщика. Субсидирование ипотеки должно быть адресовано непосредственно заемщикам, минуя банки. Банки должны предлагать только рыночные ставки, должны конкурировать между собой. Тогда будут работать рыночные механизмы, будет конкуренция на рынке ипотеки. В настоящее время выдаются льготные процентные ставки, когда у всех банков, участвующих в государственных программах одинаковые условия. При привлечении субсидий через государственные программы поддержки граждан конкуренция среди БВУ отсутствует.
2. Закрепление на законодательном уровне использования единовременных пенсионных выплат граждан из ЕНПФ в качестве целевого депозита на улучшение жилищных условий на счетах банков второго уровня, что предоставит гражданам возможность накопления денег в любом банке второго уровня на более выгодных условиях.
3. Внесение поправки в Кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) по снижению индивидуального подоходного налога для потребителей ипотечных займов в банках второго уровня в части суммы погашения процентов по жилищному займу от заработной платы.
4. Введение механизма участия государства в первоначальном взносе - «сдвоенная ипотека». Первый заем выдает государство на первоначальный взнос лицу, входящему в социальную категорию, а второй заем выдает БВУ на оставшуюся стоимость жилья. Затем государство «замораживает» выданный заем. Потребитель вносит полученный в кредит первоначальный взнос в коммерческий банк, где планирует взять ипотеку. После этого потребитель сначала выплачивает взносы по ипотеке коммерческому банку. Только по завершении данных выплат он возвращает государству сумму первоначального взноса. При этом ставка по займу на первоначальный взнос должна быть существенно ниже ставки коммерческого банка по ипотеке.
5. Сокращение доли промежуточных и предварительных займов и вывод АО «Отбасы банк» из коммерческого сегмента данного рынка (вне государственные программы);
6. Установление фиксированных цен на жилье в рамках государственных ипотечных программ.