Судя по социальным сетям и комментариям на нашем сайте, в Казнете проходит информационная кампания противников утильстбора и сбора за первичную регистрацию автотранспорта. Поэтому, когда "АЖ" пригласили посетить шинный завод в Сарани (Карагандинская область), отказаться редакция не смогла. Редко выдается шанс попасть на современное предприятие и увидеть своими глазами живое производство.
Совместное предприятие ПАО "Татнефть" и ТОО Allur Tyres начало строиться после пандемии коронавируса в августе 2021 года. Несмотря на логистические трудности, строительство единственного шинного завода в Казахстане было завершено с опережением графика за 39 месяцев вместо плановых 48 месяцев. Отчасти это удалось благодаря использованию вертолетов в строительно-монтажных работах, что повлекло увеличение финансовых затрат, но сэкономило время.
Площадь современного завода составляет 106 тысяч квадратных метров, планируемое количество рабочих мест при полной загрузке предприятия - 1 100 работников. Фактически сейчас на заводе работают 536 человек, подавляющее большинство сотрудников жители Сарани и региона. Общий объем инвестиций составил 228 млрд тенге.
С производством шин от сырья до конечной продукции журналистов ознакомил директор завода Радий БУРГАНОВ. После инструктажа по технике безопасности и раздачи индивидуальных средств защиты нам удалось запечатлеть все стадии изготовления шин - от подготовки сырья и различных резиновых смесей до контроля качества готовой продукции.
Дархан АУБАКИРОВ, начальник цеха резиносмешения, рассказал о процессе подготовки сырья. Цех состоит из трех уровней и нескольких технологических линий, на которых смешиваются ингредиенты и получается полуфабрикат.
- Составные части шин состоят из разных резиновых смесей. Поэтому на каждый компонент идет своя резиновая смесь, все зависит от рецепта, по которому мы подготавливаем полуфабрикаты, - рассказал Аубакиров.
Далее из полуфабрикатов (два слоя брекера, кольцо, крыло, протектор, текстильный корд, гермослой, боковина, экранирующая лента) в сборочном цехе собирается уже "сырая шина" на полностью автоматизированном оборудовании, которым управляет компьютер.
Роботу для сборки одной шины требуется порядка 45-50 секунд в зависимости от ее размера.
Далее "сырая" шина отправляется в цех вулканизации, где и получается готовая продукция. Шина на выходе разогревается до 100 градусов, затем остывает. А после отправляется на контроль качества.
Завод готовится к производству 3,5 млн шин в год, обучается персонал, настраивается и проверяется оборудование. До конца 2024 года руководство завода планирует выпустить порядка 1 млн шин. Технология производства легковых шин по лицензии компании Pirelli. Завод уже стал базой производственной практики для Саранского высшего гуманитарно-технического колледжа имени Абая.
Шины выйдут на казахстанский рынок под брендом Attar и будут предназначены для легковых и грузовых автомобилей, коммерческой техники. На данный момент ведутся переговоры с казахстанскими автопроизводителями по оснащению шинами выпускаемых в нашей стране транспортных средств.
Оборудование завода - от самых именитых производителей Европы и Азии. В планах предприятия - выход на экспорт и занятие доли на рынках Центральной Азии и зарубежья.
В ближайшее время казахстанские шины появятся на рынке и в магазинах страны, а автолюбители смогут оценить их ездовые качества.
Жомарт АМИРХАНОВ
Фото и видео автора