Атырау, 26 июня 06:51
 облачноВ Атырау +24
$ 467.29
€ 501.03
₽ 5.35

В Алматы обсудили переход от Конституции 1993 года к современной

Видео
1 716 просмотров

Общественный фонд «Международный институт социологии и политики» провел в Алматы круглый стол, посвященный переходу от Конституции 1993 года к Конституции 1995 года, ее разработке, принятию и эволюции. Это третий из серии круглых столов, посвященных поворотным точкам в истории независимого Казахстана, которые будут проводиться в течение 2024 года.

Модератором круглого стола и основным докладчиком был заместитель директора фонда Марат Шибутов. В работе круглого стола приняли участие политологи Андрей Чеботарев, Виталий Колточник и Эдуард Полетаев, известные журналисты Джанибек Сулеев и Анатолий Иванов-Вайскопф, дипломат Рустем Курмангужин, социолог Айнур Бакытжанова, журналист Аскар Хакимов и другие.

Марат Шибутов начал свое выступление с того, что напомнил о действии в независимом Казахстане последовательно трех конституций:

  • Конституция Казахской ССР – вступила в силу 20 апреля 1978 года, прекратила действие 28 января 1993 года
  • Конституция Республики Казахстан - вступила в силу 28 января 1993 года, прекратила действие 30 августа 1995 года
  • Конституция Республики Казахстан – вступила в силу 30 августа 1995 года, действует по сей день

По его словам, причинами разработки новой конституции стали следующие намерения:

  • Избежать политических кризисов;
  • Перейти к президентской республике;
  • Перейти к парламенту как законодательной власти;
  • Зафиксировать текущую политическую систему.

И 22 мая 1995 года вышло Постановление Президента Республики Казахстан «Об Экспеpтно-консультативном совете пpи Пpезиденте Республики Казахстан по пpоекту новой Конституции Республики Казахстан», в котором привлеченным экспертам предлагалось к 10 июня завершить работу по написанию проекта новой Конституции.

Экспертно-консультативный совет состоял из:

  • Основной разработчик – министр юстиции Нагашбай Шайкенов;
  • Разработчики – личный представитель Президента в Верховном Совете Константин Колпаков, заведующий Отделом законодательных инициатив и правовой экспертизы Аппарата Президента Бауржан Мухамеджанов, профессор Юрий Басин, профессор Владимир Ким, профессор Константин Котов, ректор КазГЮИ Еркеш Нурпеисов, директор Института государства и права Гайрат Сапаргалиев, директор научно-исследовательского центра частного права КазГЮИ Майдан Сулейменов;
  • Иностранные эксперты - председатель Научного совета исследовательского центра Российской Федерации Сергей Алексеев, советник Государственного совета Франции Жак Аттали, председатель Конституционного совета Франции Роллан Дюма.

1 августа проект новой конституции был опубликован в печати, а 30 августа был проведен референдум с вопросом: «Принимаете ли Вы новую Конституцию Республики Казахстан, проект которой опубликован в печати первого августа 1995 года?»

Голосование состоялось на 10 253 участках референдума. Общее число граждан республики, включенных в списки для голосования – 8 933 516.

Число граждан, принявших участие в голосовании – 8 091 715, или 90,58% от общего числа граждан, внесенных в списки избирателей. Число граждан, проголосовавших «да» - 7 212 773 (89,14%), проголосовавших «нет» - 800 839 (9,9%).  Число бюллетеней, признанных недействительными – 78 103 (0,96%).

По сравнению с Конституцией 1993 года Конституция 1995 года имела следующие отличия:

  • Она была больше по объему 66 тысяч знаков и 9 тысяч слов против 46 тысяч знаков и 6 тысяч слов
  • В ней было больше разделов – 9 против 6, но исчезли главы и стало меньше статей – 98 (позднее 101) против 144.
  • У нее была другая структура – в ней больше расписаны политические институты, отдельно даны права человека, но не выделены разделы про общество и гарантии соблюдения конституции.
  • Если говорить об объектах, описанных в Конституции, то она описывает президентскую республику с парламентом, чьи взаимоотношения более отрегулированы по сравнению с предыдущим документом.

Надо понимать, что Конституция не статична – у нее сейчас насчитывается 9 версий за 29 лет. Основные изменения были внесены в следующее время:

  • 7 октября 1998 года – 19 статей, касаются президента, парламента, судов и акимов
  • 21 мая 2007 года – 41 статья, касаются прав человека, президента, парламента, правительства, Конституционного Совета, судов, акиматов, маслихатов
  • 10 марта 2017 года – 25 статей, касаются устройства, прав человека, парламента, правительства, прокуратуры, маслихатов, судов
  • 8 июня 2022 года – 33 статьи, касаются прав человека, президента, парламента, Конституционного суда, акиматов, маслихатов, омбудсмена
  • 17 сентября 2022 года – 6 статей, касаются столицы и президента

В конце Марат Шибутов приходит к следующим выводам:

  • Смена Конституции – это смена политической системы страны;
  • Изменения в Конституцию – существенные изменения в политическую систему страны;
  • Конституция 1995 года наиболее разработанная и наиболее легитимная из 3 Конституций Казахстана;
  • Она является более устойчивой и целостной по сравнению с Конституцией 1993 года;
  • Несмотря на копирование Конституции Франции, затем она получила местные особенности;
  • В настоящее время нет подробного политического анализа изменений Конституции.

Затем с докладом выступил Ильяс Бактыгалиев – он рассказал о том, как описывал в своих мемуарах и различных выступлениях принятие Конституции 1995 года Нурсултан Назарбаев. Он привел следующие его цитаты:

«…Становилось очевидным, что Основной закон потерял связь с социально-экономическими и политическими процессами. В нем отсутствовали механизмы преодоления разногласий, которые могли иметь место между различными государственными институтами. А это, понятно, вело к объективно обостряющимся противоречиям между законодательной и исполнительной ветвями власти.

Сегодня мы можем объективно утверждать, что к началу 1995 года независимость Казахстана оказалась у пропасти. Воп­рос стоял ребром: быть или не быть государству после развала Советского Союза? В тот момент Казахстан был отчаянно беден и отчаянно ограничен в своих действиях и возможностях. Мы не обладали ни знаниями, ни опытом самоуправления и очень слабо представляли, как функционируют современные государства. Мы знали: если мы не будем действовать быстро и решительно, то вместо нового и независимого государства у нас будет анархия. Мы это наблюдали на опыте других стран

Если говорить о принципиальных отличиях Конституции 1995 года и Конституции 1993 года, то нужно сказать следующее. Прежде всего в качестве ясных и конкретных императивов прописаны общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение важнейших вопросов в жизни государства демократическими методами, в том числе на республиканском референдуме либо в парламенте путем голосования. В прежней Конституции подобные принципы вообще не были обозначены, что создавало трудности даже для осмысления и прогнозирования политики государства. Изначально выбранные фундаментальные постулаты и ориентиры, помогающие избежать отклонений в будущем, манифестировали сам дух этого Основного закона»

Обобщая воспоминания и мнения Нурсултана Назарбаева, можно выделить основные отличия конституции 1995 года:

  • Общественное согласие и политическая стабильность: Конституция 1995 года четко обозначила важность общественного согласия и политической стабильности. В Конституции 1993 года эти принципы не были конкретно обозначены;
  • Экономическое развитие на благо всего народа;
  • Казахстанский патриотизм;
  • Демократические методы решения важных вопросов: Новая Конституция подчеркивала, что важные вопросы должны решаться демократическими методами;
  • Президентская республика;
  • Двухпалатный парламент: В Конституции 1995 года парламент был утвержден как двухпалатный, что не было закреплено в Конституции 1993 года;
  • Расширение функций парламента.

Затем Ильяс Бактыгалиев дополнил данные выдержки своим ретроспективным анализом.

Следующим докладчиком была Мадия Торебаева, которая рассказала, как выглядело принятие Конституции 1995 года в мемуарах разных политических деятелей.

Она привела цитаты из книг Заманбека Нуркадилова, Абзала Сапарбекулы, Серикболсына Абдильдина, Ермухамета Ертысбаева, Таира Мансурова, Гайрата Сапаргалиева. Надо сказать, что отношение к Конституции во многом диктовалось политической позицией авторов и их вкладом в разработку основного закона.

А завершились выступления обзором Лилии Маньшиной о конституциях постсоветских стран. Она собрала информацию по каждой конституции, способе и дате ее принятия:

  • Туркменистан - 18 мая 1992 г. - референдум;
  • Узбекистан - 8 декабря 1992 г. - ВС;
  • Казахстан - 28 января 1993 г. - ВС;
  • Кыргызстан - 5 мая 1993 г. - ВС;
  • Россия - 25 декабря 1993 г. - референдум;
  • Белоруссия - 15 марта 1994 г. - ВС;
  • Молдова - 29 июля 1994 г. - парламент;
  • Таджикистан - 6 ноября 1994 г. - референдум;
  • Армения - 5 июля 1995 г. - референдум;
  • Грузия - 24 августа 1995 г. - парламент;
  • Азербайджан - 12 ноября 1995 г. - референдум;
  • Украина - 28 июня 1996 г. - парламент;
  • Литва - 25 октября 1992 г. - референдум;
  • Эстония - 28 июня 1992 г. - референдум;
  • Латвия - 6 июля 1993 г. - ВС.

Потом Маньшина подробно рассказала о конституции каждой страны – как проходили изменения основного закона. В конце обзора она подытожила свои наблюдения:

  • Принятие новых конституций в постсоветских странах проходило достаточно синхронно – с 1992 по 1996 г.
  • В некоторых странах этот вопрос решался еще существовавшими Верховными советами, которые после принятия новых конституций трансформировались в парламенты.
  • Там, где принятие конституции было вынесено на референдум, число проголосовавших «за» было весьма высоким. Исключение – конституция РФ, за которую проголосовало менее 60% избирателей, что связано с политическим кризисом осени 1993 г.
  • Процессы разработки и принятия новых конституций вместо конституции советского формата в основном были достаточно сложными и долгими.
  • Конституции во всех постсоветских странах неоднократно подвергались изменениям, которые утверждались как законодателями, так и на всенародных референдумах.
  • Конституции в некоторых странах бывшего СССР подвергались изменениям не только по глобальным и стратегическим вопросам, но и по моментам, связанным с «обнулениями» и изменениями президентских сроков отдельных глав государств.

После выступлений состоялась дискуссия, в которой приняли участие с выступлениями и вопросами Андрей Чеботарев, Мадия Торебаева, Аскар Хикметов, Рустем Курмангужин, Эдуард Полетаев, Джанибек Сулеев, Бексултан Мамбетов. В ходе обсуждения были затронуты следующие темы и вопросы:

  • Легитимность принятия новой Конституции при недействующем Верховном Совете;
  • Почему не было согласованной оппозиции новой Конституции?
  • Причины такой высокой явки на референдуме;
  • Вклад разных политиков в разработку Конституции;
  • Празднование Дня Конституции – чем наполнить праздник?
  • Понимание простыми людьми важности Конституции для их жизни;
  • Обоснованность принятия новой Конституции.

В заключении Марат Шибутов призвал не забывать о том, что Конституция тогда принималась в совсем других условиях, чем можно подумать сейчас – в то время шла гражданская война в Таджикистане, недавно прошло противостояние в России президента и Верховного Совета, в Азербайджане был мятеж Сурета Гусейнова, а в Грузии мятеж Тенгиза Китовани, а экономики постсоветских стран были разорены. Поэтому на тот момент принятие новой Конституции помогло укрепить недавно получивший независимость Казахстан. 

Следующий круглый стол будет посвящен введению тенге.

16 июня, 19:16

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 700 672 70 30 и на editor@azh.kz