Газеты тех лет писали: «Вечно живы в наших сердцах», «Сюда не зарастет народная тропа»... Спустя 56 лет после его установки обелиск официально признан бесхозным.
В ХХ веке гражданская война (1917 – 1922 гг.) затронула и Гурьевский уезд, который как административно-территориальная единица относился тогда к Уральской области.
Еще до октябрьской революции 1917 года, в мае, в Гурьеве был избран первый Совет рабочих и солдатских депутатов (Совдеп). Наряду с этим у зажиточной части населения целый год зрело недовольство новыми порядками, и в марте 1918 года власть Советов была свергнута. Самых активных членов совдепа – это порядка десяти человек – арестовали, а в ночь на 10 июля белоказаки вывезли их на Пешной (до 30-х годов он был настоящим островом), где и расстреляли. А вместе с ними – представителей астраханского Совдепа. Точное количество казненных так и осталось неизвестным…
В начале 20-х годов, когда советская власть окончательно установилась в уезде, расстрелянных перезахоронили в братской могиле в центре города – на территории будущего горпарка (именно этот земучасток в свое время горакимат вместе с могилой продал частному застройщику, а теперь судится за его возврат в госсобственность). Уже в нынешнем столетии могилу вновь потревожили по инициативе частных лиц – чтобы окончательно перенести останки на христианском кладбище.
А на Пешном через полвека после кровавых событий, 11 июля 1968 года, был установлен обелиск с памятной табличкой. На протяжении десятилетий это было место проведения многолюдных митингов, церемоний возложения венков, экскурсий – причем не только в годы соввласти. К примеру, в бытность существования в Атырауском университете нефти и газа туристско-краеведческого клуба «Мирас» под руководством Вячеслава АФАНАСЬЕВА на Пешной ездили многочисленные группы студентов, школьников, да и вообще все, кому интересна и небезразлична история родного края.
Современный Пешной – это территория государственного природного резервата (ГПР) «Акжайык» плюс пограничная зона, куда запросто, как раньше, уже не попасть, хотя люди периодически сюда заглядывают. В резервате функционирует отдел туризма, чьи сотрудники проводят экскурсии по угодьям заповедника. И к настоящему времени обелиск пришел в ужасное состояние: металлическое основание проржавело и сгнило, бетонный постамент полуразрушен, памятная табличка с именами расстрелянных разбита.
В ответ на запрос «АЖ» городской акимат сообщил, что обелиск не входит в государственный список памятников истории и культуры, ни на чьем балансе не состоит, бесхозный, – поэтому деньги на его ремонт не выделялись.
«Однако, в настоящее время акиматом Дамбинского сельского округа на данном историческом месте проводится работа по очистке и уборке от мусора и бытовых отходов», - говорится в письме за подписью заместителя акима Тлека МАХУОВА, а также, что «в дальнейшем будет проведена работа по реализации сохранения и восстановления исторического обелиска».
В последнее, кстати, верится с трудом. Точнее, совсем не верится. Если на восстановление исторического центра города в казне нет ни копейки, то бесхозный обелиск на заросшем камышами полуострове уж точно никому не нужен. При таком отношении к собственной Истории все призывы главы государства (вчера он провел совещание по развитию туризма) максимально использовать имеющийся туристический потенциал страны бессмысленны и тщетны.
Лев ГУЗИКОВ
Фото из архива автора