Атырау, 21 декабря 03:40
 облачноВ Атырау -1
$ 523.86
€ 544.34
₽ 5.11

Казахстан в фокусе первой пятилетки Токаева

2 396 просмотров

12 июня 2024 года ровно 5 лет со дня вступления в должность президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Политический эксперт Виталий Колточник поделился мнением о первой пятилетке главы государства.

Президентство Токаева прошло через две стадии: от полутранзита к полновластию. На первой стадии, с 2019 года до кантарских потрясений основные усилия были нацелены на балансировку государственного аппарата, который строился в пользу параллельных центров управления Старого Казахстана, серьезно затрудняя ход реформ. Начало правления оказалось также под воздействием «вибраций» пандемии Ковид - 19, сотрясавших основы мирового порядка и оказавших колоссальное давление на Казахстан. Внутри страны на фоне коронакризиса происходили чрезвычайные события – взрывы в Арыси, наводнения на юге страны, во внутренней политике - политическая напряженность, организованная противниками нового курса, впоследствии вылившаяся в январские события.

Поэтому особого внимания достоин идеологический перезапуск страны, без которого сохранить и усилить государство было бы проблематично. Казахстан планомерно превращается в идеократическое государство с четким образом будущего и дорожной картой пути к Справедливому обществу. С первых шагов Касым-Жомарт Токаев стал опираться на широкий социальный актив и инструменты гражданского общества, провозгласив доктрину Слышащего государства. Это означало постепенное замещение «всевластия бюрократии» правлением гражданского общества, которое устанавливалось благодаря наделению его институтов функциями и полномочиями общественного контроля за действиями госаппарата, повышения его прозрачности и подотчетности.

Практически с нуля была создана мощная идеологическая инфраструктура в виде горизонтальных сетевых консультативно-наблюдательных органов – общественных советов всех уровней, НСОД/Национального Курултая, структур Гражданского альянса, постоянно действующих экспертных и диалоговых площадок, сетей НПО и гражданских активистов, особой роли волонтеров, омбудсменов и уполномоченных по правам различных сегментов общества.

После Кантара и завершения транзита реформы в идеологии перетекли в новое политическое качество. Были тотально пересмотрены концептуальные основы управления обществом, что получило подкрепление в новом Общественном договоре, перераспределении общественных богатств от олигархата к широким слоям населения через общественный социальный фонд «Қазақстан халқына», фактическим упразднением Первой Республики и созданием Второй Республики, национальной идей которой стал является Справедливый Казахстан в оболочке Слышащего государства, учитывающее реальные потребности каждого и равномерно распределяющее права и ответственность граждан без иждивенчества и уравниловки. Новая система идеологического порядка подкреплена пакетом всесторонних политических реформ Токаева.

В пакет политических обновлений вошли:

  • Перенастройка властно-политических алгоритмов по формуле – Сильный президент – влиятельный Парламент - подотчётное Правительство;
  • Равноудаленность президента от политических партий и демонополизация партийной системы;
  • Демократизация парламента и маслихатов через поэтапное снижение ценза регистрации политических партий с 40 000 до 5000 членов, ввода 30-процентной квоты в партсписках для женщин и молодежи, роста многопартийности и возвращения на арену депутатов одномандатников;
  • Создание президентского кадрового резерва и молодежных кадровых резервах на местах;
  • Введение прямых выборов акимов сельского уровня, районов и городов областного значения с перспективой всеобщей выборности акимов;
  • Отказ от суперпрезидентской власти путем самоограничения президентских полномочий одним семилетним сроком по кадровым вопросам в части снятия с должностей выборных акимов - районов, городов, сельских округов, и назначение руководителей областей, городов республиканского значения и столицы РК в альтернативном порядке по согласию депутатов соответствующих маслихатов.

Новым шагом к реальной демократии стало воссоздание Конституционного суда вместо декоративного Конституционного совета с возможностью прямого обращения граждан на предмет нарушения конституционных прав.

Очень обнадеживает ставка на науку и научно-техническую революцию, цифровизацию и новые технологии. Восстановлена в качестве «генштаба» научного развития Национальная академия наук и фактически придана особая роль молодым ученым в качестве полноправного субъекта гражданского общества, поставлена задача создания казахстанского суперкомпьютера и зелены коридор для ИИ во всех аспектах и отраслях управления и производства.

Внешняя политика Казахстана приобрела более прагматичный характер с ранжированием политических игроков по степени их реального влияния и с учетом дестабилизации евразийского пространства, благодаря которой выросла значимость нашей страны на континенте и в глобальных раскладах в качестве евразийского экономического и геополитического координирующего центра.

Самым главным результатом первой пятилетки страны считаю кадровую перезагрузку. Главе государства удалось осуществить глубокую зачистку внутриэлитного поля и управленческого корпуса и вывести за скобки большую часть олигархических групп прежнего строя и постепенно включить в процесс принятия решений людей новой формации.

Сопутствующая кадровому обновлению страны модернизация на системном уровне позволяет прогнозировать успешный и технологически эффективный образ Казахстана в случае сохранения выбранного курса реформ и недопущения реванша его противников.

12 июня, 15:20

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.