12 июня 2024 года ровно 5 лет со дня вступления в должность президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Политический эксперт Виталий Колточник поделился мнением о первой пятилетке главы государства.
Президентство Токаева прошло через две стадии: от полутранзита к полновластию. На первой стадии, с 2019 года до кантарских потрясений основные усилия были нацелены на балансировку государственного аппарата, который строился в пользу параллельных центров управления Старого Казахстана, серьезно затрудняя ход реформ. Начало правления оказалось также под воздействием «вибраций» пандемии Ковид - 19, сотрясавших основы мирового порядка и оказавших колоссальное давление на Казахстан. Внутри страны на фоне коронакризиса происходили чрезвычайные события – взрывы в Арыси, наводнения на юге страны, во внутренней политике - политическая напряженность, организованная противниками нового курса, впоследствии вылившаяся в январские события.
Поэтому особого внимания достоин идеологический перезапуск страны, без которого сохранить и усилить государство было бы проблематично. Казахстан планомерно превращается в идеократическое государство с четким образом будущего и дорожной картой пути к Справедливому обществу. С первых шагов Касым-Жомарт Токаев стал опираться на широкий социальный актив и инструменты гражданского общества, провозгласив доктрину Слышащего государства. Это означало постепенное замещение «всевластия бюрократии» правлением гражданского общества, которое устанавливалось благодаря наделению его институтов функциями и полномочиями общественного контроля за действиями госаппарата, повышения его прозрачности и подотчетности.
Практически с нуля была создана мощная идеологическая инфраструктура в виде горизонтальных сетевых консультативно-наблюдательных органов – общественных советов всех уровней, НСОД/Национального Курултая, структур Гражданского альянса, постоянно действующих экспертных и диалоговых площадок, сетей НПО и гражданских активистов, особой роли волонтеров, омбудсменов и уполномоченных по правам различных сегментов общества.
После Кантара и завершения транзита реформы в идеологии перетекли в новое политическое качество. Были тотально пересмотрены концептуальные основы управления обществом, что получило подкрепление в новом Общественном договоре, перераспределении общественных богатств от олигархата к широким слоям населения через общественный социальный фонд «Қазақстан халқына», фактическим упразднением Первой Республики и созданием Второй Республики, национальной идей которой стал является Справедливый Казахстан в оболочке Слышащего государства, учитывающее реальные потребности каждого и равномерно распределяющее права и ответственность граждан без иждивенчества и уравниловки. Новая система идеологического порядка подкреплена пакетом всесторонних политических реформ Токаева.
В пакет политических обновлений вошли:
- Перенастройка властно-политических алгоритмов по формуле – Сильный президент – влиятельный Парламент - подотчётное Правительство;
- Равноудаленность президента от политических партий и демонополизация партийной системы;
- Демократизация парламента и маслихатов через поэтапное снижение ценза регистрации политических партий с 40 000 до 5000 членов, ввода 30-процентной квоты в партсписках для женщин и молодежи, роста многопартийности и возвращения на арену депутатов одномандатников;
- Создание президентского кадрового резерва и молодежных кадровых резервах на местах;
- Введение прямых выборов акимов сельского уровня, районов и городов областного значения с перспективой всеобщей выборности акимов;
- Отказ от суперпрезидентской власти путем самоограничения президентских полномочий одним семилетним сроком по кадровым вопросам в части снятия с должностей выборных акимов - районов, городов, сельских округов, и назначение руководителей областей, городов республиканского значения и столицы РК в альтернативном порядке по согласию депутатов соответствующих маслихатов.
Новым шагом к реальной демократии стало воссоздание Конституционного суда вместо декоративного Конституционного совета с возможностью прямого обращения граждан на предмет нарушения конституционных прав.
Очень обнадеживает ставка на науку и научно-техническую революцию, цифровизацию и новые технологии. Восстановлена в качестве «генштаба» научного развития Национальная академия наук и фактически придана особая роль молодым ученым в качестве полноправного субъекта гражданского общества, поставлена задача создания казахстанского суперкомпьютера и зелены коридор для ИИ во всех аспектах и отраслях управления и производства.
Внешняя политика Казахстана приобрела более прагматичный характер с ранжированием политических игроков по степени их реального влияния и с учетом дестабилизации евразийского пространства, благодаря которой выросла значимость нашей страны на континенте и в глобальных раскладах в качестве евразийского экономического и геополитического координирующего центра.
Самым главным результатом первой пятилетки страны считаю кадровую перезагрузку. Главе государства удалось осуществить глубокую зачистку внутриэлитного поля и управленческого корпуса и вывести за скобки большую часть олигархических групп прежнего строя и постепенно включить в процесс принятия решений людей новой формации.
Сопутствующая кадровому обновлению страны модернизация на системном уровне позволяет прогнозировать успешный и технологически эффективный образ Казахстана в случае сохранения выбранного курса реформ и недопущения реванша его противников.