Политолог Талгат Калиев высказался о странных нормах законопроекта по борьбе с лудоманией, который был одобрен депутатами мажилиса. Приводим его публикацию без купюр.
"Законопроект о борьбе с лудоманией одобрен мажилисом во втором чтении. Однако, как признал сам руководитель рабочей группы Елнур Бейсембаев, в ходе прохождения законопроект столкнулся с мощнейшим сопротивлением лоббистов в высоких кабинетах. Благодаря этому, правительству удалось продавить две принципиальные нормы - сохранение 21-летнего возрастного ценза вместо предлагавшихся депутатами 25 лет и введение Единой системы учета, ранее проходившей под названием Центр учета ставок.
Если первую норму еще можно с натяжкой обосновать недопустимостью дискриминации по возрастному признаку и вероятностью нарушения в этом случае конституционных прав дееспособных людей, то актуальность второго не сумел объяснить даже представитель Минтуризма и спорта. Как и не сумел даже озвучить размер комиссии, которая будет выплачиваться оператору этой системы учета, хотя в самом законопроекте четко указано, что комиссия будет составлять до 1,5%.
Против данной нормы выступали представители финансовых операторов, которых искусственный монополист лишает законного дохода. Кроме того, доводы разработчика о необходимости систематизировать данные о ставках полностью разбиваются об интеграцию данных с базой Комитета госдоходов.
По сути, речь идет о создании искусственного монополиста, который будет подотчетен не Национальному банку, а министерству туризма и спорта, при этом будет оперировать крупными финансовыми объемами и взимать с них комиссию, которая будет измеряться миллиардами тенге в год. И понятно, что при таких поступлениях данный оператор будет заинтересован не в снижении объемов лудомании, а в увеличении числа ставок, поскольку от этого будет зависеть доход компании. Тем более, что вероятнее всего этим оператором станет частная структура.
Остается надеяться, что Сенат проявит принципиальность или Администрация Президента обратит внимание на норму, противоречащую курсу Главы государства на демонополизацию экономики."