В черте города Атырау гниют заброшенные суда
В конце прошлого года мы сообщали о начавшемся демонтаже двух старых плавзаводов, несколько лет ржавевших в черте города на берегу Урала (см. АЖ №49 от 08.12.11, «Плавзаводы режут прямо на реке»). Как тогда стало известно, на средства, вырученные от продажи плавзаводов на металлолом, АО «Атыраубалык» погасило работникам долги по зарплате.
ПЛОВЦЫ НЕ ЛЮБЯТ СТЕКЛОВАТУ
Плавзаводы находятся в районе Жумыскера, рядом с ремонтной базой Атыраубалыка. На сегодня частично демонтирован один плавзавод. Рядом – гора строительного мусора: фрагменты теплоизоляции, напольного покрытия, металлические и деревянные балки и пр.
– Видите куски стекловаты? А сколько её за месяц паводка ушло в Урал? Она же вредна для организма, а всего в нескольких метрах купаются наши дети. Часто случаются перебои с водой, приходится пользоваться уральной, а здесь такая свалка, – возмущается житель посёлка Жумыскер Жалгас КУЗЕМБАЕВ (на снимке).
В декабре прошлого года мы направили в Жайык-Каспийский департамент экологии ряд вопросов: о допустимости проведения таких работ в акватории реки и в черте города; какая компания производит работы; располагает ли она правоустанавливающими документами; каким образом в нашей стране должны демонтироваться плавательные суда и др. Но в ответ получили лишь информацию о том, что этим занимается ТОО «Станок и Трактор», работающее на подряде у ТОО «Эркер», выкупившего плавзаводы.
Из собственных источников выяснили, что ТОО «Эркер» принадлежит только один плавзавод – №3. Второй, №6, выкуплен другой компанией – ТОО «СтройКом-2007».
СЕКРЕТНЫЕ ЭКОЛОГИ
На вопрос об ущербе для окружающей среды главный специалист департамента Куандык ЕСМУХАНОВ с ходу заявил, что на плавзаводах нет горючего, а значит, беспокоиться не о чем.
– Это же ваша прямая обязанность – упреждать нанесение вреда экологии. Ведь работы велись прямо в воде, и сегодня там ещё полно строительного мусора.
– Мы не можем начать проверку без сигнала, и так уже два выговора получили. Кроме того, моё руководство из министерства охраны окружающей среды запретило мне напрямую общаться с прессой. Только после согласования с комитетом (имеется в виду Комитет экологического регулирования и контроля МООС. – Л. С.).
В нашем распоряжении оказался документ от 05.04.2012 года, подписанный и. о. председателя Комитета А. Алимбаевыми разосланный по всем региональным управлениям. Жайык-Каспийский департамент и раньше не радовал нас откровенностью, а теперь, получается, он и вовсе закрыт для прессы.
И всё-таки, как демонтировать суда без ущерба для экологии? Самостоятельный поиск ответа в казахстанском и российском интернете не увенчался успехом. Зато интересно было узнать, что в Турции суда демонтируют на бетонных площадках. А в Литве закон предписывает все потенциально опасные фрагменты внутренней отделки упаковывать в герметичные пакеты.
ПЕРЕСТАРАЛИСЬ РЕБЯТА
Между тем ситуация с плавзаводами обсуждалась на прошедшем недавно в горакимате совещании по саночистке. Представитель ТОО «СтройКом-2007» – собственника ещё не демонтированного судна – заявил, что приступить к работе помешал паводок. К тому же у них нет крупнотоннажной техники, чтобы вытащить плавзавод весом 500 тонн на берег и завершить демонтаж.
После вмешательства гор-акимата начались переговоры с компанией «Саренс», специализирующейся на перевозке тяжёлых и негабаритных грузов для Тенгизского и Кашаганского проектов. И теперь собственника плавзавода волнует, во сколько бельгийская компания оценит свои услуги и главное – кто их оплатит.
Вопрос: зачем взялись за то, что не по силам? А история вышла трагикомическая. СтройКом-2007 утверждает, что изначально собирался не демонтировать судно, а отремонтировать его для хозяйственной деятельности. Но рабочие Станка и Трактора, демонтировавшие другой плавзавод, так «увлеклись», что изрядно порезали заодно чужой объект. Теперь ничего не остаётся, как доделать работу. По этому поводу СтройКом-2007 обратился в суд.
– Поскольку мы к работе ещё не приступали, весь мусор, который лежит в реке, не наш, – заявил на совещании представитель СтройКом-2007.
Позицию Станка и Трактора (они из Уральска) узнать не удалось: ни в горакимате, ни в Жумыскерском поселковом округе контактов они не оставили, а указанный на сайте госзакупок сотовый номер был отключён. По словам акима Жумыскерского округа Махамбета ГИЛИМОВА, компания прекратила работу в конце апреля.
– Возможно, они вернутся, когда сойдёт паводок, – предположил аким. Кстати, суда демонтировали прямо перед его окнами.
МАЗУТНАЯ ПЛЁНКА ЗАКАТНОЙ ПОРОЙ
Рядом с плавзаводами в воде находится ещё несколько заброшенных судов, так что можно говорить об образовавшемся здесь кладбище кораблей. Причём жумыскерцев особенно волнует содержимое топливных баков двух азербайджанских ПТС (промыслово-транспортных судов) (на снимке).
У них своя непростая история. Несколько лет назад эти транспортные средства с двумя командами из 16 азербайджанских рыбаков были задержаны в море. Рыбакам предъявили серьёзные обвинения по нескольким статьям УК РК, в т. ч. «Экономическая контрабанда», «Незаконное пересечение государственной границы», «Незаконный подъём государственного флага». На суда был наложен арест. Впрочем, в ходе судебного процесса большая часть обвинений развалилась, азербайджанских граждан признали виновными только в браконьерстве и приговорили к штрафу.
Всё это время, как рассказывают в Жумыскере, азербайджанцы, находившиеся под подпиской о невыезде, жили на своих посудинах. А когда поздней осенью судебный процесс закончился, приняли решение отплыть на родину на одном из ПТС.
– Они слили всё горючее на одно судно и попытались на нём отплыть. Но вода ушла уже далеко, и они сели на мель. Потом азербайджанцы всё бросили и уехали. Первое время суда сторожил один местный житель, ему за это платили. Но платили нерегулярно, и суда остались без присмотра. Их быстро разграбили на цветмет. В этом году вода поднялась сильно, и мы заметили, что из ПТС течет солярка. Это же крупногабаритное судно, там, должно быть, много горючего. Если всё вытечет в реку, будет экологическая катастрофа, – переживают местные жители.
Действительно, на поверхности воды рядом с ПТС мы увидели маслянистую плёнку, замазучена и значительная часть берега. По словам жумыскерцев, особенно хорошо нефтяную плёнку видно в вечернее время. И если у плавзаводов хотя бы есть хозяева, с которых можно спросить, то кто будет отвечать за эти суда?
ВОЗВРАЩАЯСЬ К ОПЕЧАТАННОМУ
Мы выяснили, что первоначально, согласно приговору городского суда №2, оба ПТС должны были быть возращены владельцу – азербайджанскому рыбокоптильному заводу имени Г. З. Тагиева.
– Ко мне обращались собственники ПТС с просьбой вернуть их себе. Мы поговорили, но повторно они со мной не связались, – говорит адвокат Нурлан ЖОЛБОЛОВ, защищавший азербайджанских рыбаков в суде.
Не связались потому, вероятно, что прокуратура возбудила против азербайджанских браконьеров, уже отбывших домой, новое уголовное дело, и на два злополучных ПТС был вновь наложен арест.
Начальник отдела по борьбе с преступными посягательствами на рыбные запасы ДВД области Кайрат ШОНАЕВ сообщил, что уголовное дело в отношении владельцев ПТС, представивших в ходе первого следствия подложные документы на суда, приостановлено по причине их местонахождения за рубежом.
– Понятно, что они вряд ли вернутся. Что будет с судами?
– Через определённый законом срок обратимся к местным исполнительным органам, чтобы признать их бесхозными и по суду взыскать их в доход государства.
Природоохранный прокурор Атырауской области Аршат ТАЙТУЛЛИН обещал, что пошлёт на место своих работников, а о результатах проверки сообщит через неделю.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото Каната ЕЛЕУОВА