США намерены использовать два мощных оружия, чтобы заставить Китай остановить поддержку российского военно-промышленного комплекса, – санкции против китайских банков и влияние Европы, имеющей с Китаем тесные экономические отношения, передает The Moscow Times.
Вашингтон готовит пакет санкций против ряда китайских банков с целью отрезать их от мировой финансовой системы, рассказали The Wall Street Journal люди, знакомые с ситуацией. По словам американских чиновников, Вашингтон в последние недели усилил давление на Пекин, предупреждая в ходе частных встреч и телефонных разговоров, что готов предпринять жесткие меры против финансовых институтов, обслуживающих торговлю товарами, которые могут быть использованы при производстве вооружений. А министр финансов Джанетт Йеллен две недели назад публично предупредила после визита в Пекин: «Любые банки, проводящие значительные транзакции, обеспечивающие поставку военной продукции или товаров двойного назначения для оборонно-промышленного комплекса России, подвергают себя риску санкций США».
Вопрос будет обсуждать и госсекретарь США Энтони Блинкен, который прибывает в Пекин во вторник. США надеются использовать угрозу санкций как средство убедить китайских руководителей свернуть поддержку российского ВПК, без которой, уверены в Вашингтоне, Россия не смогла бы так быстро восстановить свою военную мощь. Год назад Блинкен во время приезда в Пекин предостерегал Китай от оказания военной помощи России. Тот сознательно воздерживается от продаж оружия как такового, но при этом стал главным поставщиком чипов, электроники, станков, различного оборудования, авиадеталей, двигателей для беспилотников и ракет, оптических приборов для танков и бронированных автомобилей.
Китай «способствует возможностям России в деле ведения войны», заявил журналистам на прошлой неделе высокопоставленный американский чиновник во время встречи министров иностранных дел «большой семерки» на итальянском острове Капри: «Создавая промышленную базу, они расширяют возможности России по производству [военной] техники, боеприпасов, и это должно заставить задуматься о том, какой потенциал будет [у России] в дальнейшем».
После того, как в декабре президент Джо Байден подписал указ о возможности введения вторичных санкций за оказание военной помощи России, китайские банки действительно ужесточили надзор за операциями российских импортеров. Процесс обработки платежей сильно растянулся, банки требуют документы, подтверждающие, что покупатели не связаны с санкционными лицами и ВПК, и часто отказывают в одобрении операций, рассказывали The Moscow Times представители российских компаний.
Проблема в том, что лидеров сектора понемногу начинают замещать небольшие региональные банки, слабо вовлеченные в мировую систему и не проводящие активных долларовых операций, говорит Александра Прокопенко, научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии. Такие банки меньше боятся американских санкций, сказала она WSJ:
«Платежные цепочки медленно восстанавливаются, россияне и китайцы постоянно адаптируются к новым условиям».
США также пытаются убедить европейцев более активно оказывать давление на Китай. «Китай не может иметь всё сразу — и желать дружеских отношений с европейскими странами, и в то же время подпитывать самую большую угрозу европейской безопасности со времен холодной войны», — сказал Блинкен на Капри.
Канцлер Германии Олаф Шольц поднимал этот вопрос во время недавней поездки в Китай, но удовлетворился заверениями, что оружие тот в Россию не поставляет. Правда, под давлением журналистов Шольц признал на пресс-конференции, что «поставки товаров двойного назначения тоже не нужно игнорировать».
Масштабы китайской поддержки заставляют Вашингтон действовать и через Европу, сказал WSJ бывший высокопоставленный чиновник США, работавший в сфере национальной безопасности: «Мы надеемся, что сможем побудить европейцев устроить Китаю взбучку».
Необходимость действовать признал недавно заместитель председателя Еврокомиссии Валдис Домбровскис. «Мы видим, что Китай сидит на заборе и оценивает, как использовать сложившуюся ситуацию к своей выгоде, но, к сожалению, мы также наблюдаем признаки того, что он действительно поставляет в Россию компоненты, оборудование различных видов [для производства вооружений]», — заявил он.
Импорт некоторых крайне важных для российского ВПК товаров двойного назначения стал быстро расти после встречи Владимира Путина и Си Цзиньпина в марте 2023 г., говорится в докладе Центра стратегических и международных исследований (CSIS). По его оценке, поставки такой продукции, как запчасти для вертолетов, навигационное оборудование, станки для высокоточной обработки деталей вооружений и самолетов, выросли с нескольких тысяч в месяц до почти 30 000 в месяц. Старший научный сотрудник CSIS Макс Бергманн отмечает:
«Это в итоге позволило Кремлю ускорить производство вооружений, включая бронированные автомобили, артиллерию, ракеты и дроны и обеспечить эффективную оборону в ходе украинского контрнаступления в 2023 г».