Атырау, 27 апреля 03:22
 ясноВ Атырау +24
$ 443.35
€ 475.54
₽ 4.82

Федя с малышом и Гром с небес

Фото Видео
8 976 просмотров

В преддверии Года собаки мы навестили четвероногих друзей, призвание которых -  помогать людям.



ФЕДЯ, НАДО ПОМОЧЬ




В стенах центра «Атырау. Маленькая страна» ежедневно свершаются большие победы. Одну из них мы увидели воочию. 12-летний Нуртас ШАЛКАР в этот день впервые в своей жизни встал на четвереньки – и это для него и его мамы Салтанат большой шаг вперёд, к которому они шли изо дня в день на протяжении трех лет! Именно столько времени под чутким руководством специалистов центра они ведут борьбу с недугом мальчика – тяжелой формой ДЦП.

Очень часто в семьях, где есть ребенок с тем или иным заболеванием, можно наблюдать так называемый бег по кругу. Родители копят, по крупицам собирают средства на то, чтобы отвезти ребенка на реабилитацию за границу. Там они находятся месяц-два, видят улучшения, и по приезде домой начинают снова откладывать деньги, чтобы через год опять туда поехать.  На самом деле реабилитация – это долгий путь и каждодневный труд, и  делать такие долгие перерывы – значит сводить всё к нулю, – говорит основатель и председатель общественного объединения «Атырау. Маленькая страна» Ерлан КУМИСКАЛИЕВ. – Наша работа основана на том, чтобы консультировать родителей и нацеливать их на самостоятельную и каждодневную работу с ребенком дома. С родителями работают психологи, которые мотивируют их на этот нелегкий труд, и другие специалисты, которые обучают их различным комплексам специальных упражнений.

Сегодня через «Маленькую страну» прошло около 300 таких семей из Атырау, 80 – из Карагандинской области. Приезжают за консультациями из других городов Казахстана, даже из других стран.

Возвращаясь к маленькому Нуртасу. Салтанат делится:

Еще три года он был очень слаб. У меня было такое ощущение, что у него позвоночник мягкий. А сейчас мы можем сидеть. Сначала у нас укрепился поясничный отдел, теперь заметны улучшения в грудном отделе. Головку мы пока держать не можем, но, думаю, что всё у нас впереди.

После продолжительной разминки, чтобы по максимуму снизить спастику мышц, Ерлан с участием Салтанат поставил Нуртаса на четвереньки:

Ребенок таким образом начинает понимать, что вот так ручки и ножки можно использовать для опоры. Узнав это однажды, он будет стремиться повторить это снова и снова. А дальше новое открытие, и новая победа. И так шаг за шагом.

Помогают малышам в этой борьбе и собаки-терапевты – лабрадоры Федя, Форбс и Дуся.

Лабрадоры – собаки, у которых отсутствует ген агрессии к человеку. Наши четвероногие терапевты прошли специальное обучение и дело свое знают, – говорит Ерлан, приглашая Федю

в комнату, где проходит занятие с Нуртасом.

Федя знает, что от него хотят. И когда хозяин, обращаясь к нему, говорит: «Надо помочь» – подходит к малышу. Это трогательный момент, у меня невольно слёзы навернулись: пес заботливо облизал макушку малыша и улегся рядом с ним спиной к его спине. Нуртас, беспокойный до этого момента, сразу притих и даже расслабился. Еще через несколько минут он стал сладко посапывать, потом и вовсе уснул. В среднем сеанс канистерапии* длится 40 минут.

Считается, что при таком контакте между собакой и пациентом происходит энергообмен. Нашим хвостатым лекарям приходится работать с разными детишками. Есть очень активные, которые могут его схватить, потянуть за ухо, к примеру. Собаки относятся с пониманием. Детки воспринимают их как своих друзей, и такое общение имеет целительную силу, - рассказывает Ерлан. – Например, у нас есть ребенок, до 5-6 лет у него были проблемы с желудочно-кишечным трактом, он не мог самостоятельно ходить в туалет. А после сеансов канистерапии у него всё нормализовалось. И в семье забыли, что такое клизма.

– А собаки понимают, что это их работа?

– Конечно. Каждое утро они заглядывают мне в глаза, пытаясь понять, кого из них я сегодня заберу с собой. Приезжаем в центр – они уже знают, что сначала нужно пойти помыть лапы и ждать, когда их пригласят на сеанс.

– Как вы думаете, они чувствуют боль ребенка, знают, что малыши в них нуждаются?

– Мы работаем в этом направлении уже несколько лет, и я с полной уверенностью могу сказать, что они всё чувствуют и понимают, принимают близко к сердцу. Вот я расскажу. В начале нашего пути мы активно применяли канистерапию, желая помочь как можно большему количеству детей. Собаки у нас работали много. И вот после одного из сеансов Федя не смог встать. Оказалось, у него случился инсульт. Долго мы его лечили, и только спустя полгода наш Федя смог вернуться к своей работе. А для нас это стало уроком, мы стали бережнее относится к нашим помощникам, предоставляя им возможность отдохнуть и восстановиться.

По словам Ерлана, канистерапия хоть и практикуется уже давно, но до конца еще не изучена:

В этой сфере постоянно происходят  новые открытия. Я веду наблюдения за нашими собаками, изучаю опыт других центров и на основе этого пишу свою научную работу.




 

НАЙТИ И СПАСТИ



Летом мы рассказывали о начинающих собаках-спасателях кинологической службы Западного регионального аэромобильного спасательного отряда. За полгода в их жизни произошло немало событий, они многому научились, а ещё пришло пополнение – бельгийская овчарка по кличке Абрек. Сейчас ему год и он только в начале своего профессионального пути, но видя его горячий темперамент и большое желание учиться, кинологи пророчат ему большие перспективы. Тем временем Абрек вместе со своим наставником кинологом-спасателем ЗРАСО Русланом НУРОВЫМ прошли трехмесячный курс поисковой работы в кинологическом центре РК в Алматы. Есть ещё Ирма, но о ней чуть позже.

Обучение проводится методом от простого к сложному. Если говорить о поисковых работах, то  мы начали с поиска человека на открытой местности, постепенно усложняя задачу – поиск двух, а потом и трех человек. Сейчас собаки с легкостью находят статистов, которых мы прячем в разных местах на нашей тренировочной базе, – говорит Руслан Нуров.

Собак-спасателей также учат подъему и спуску с вертолета.

Если на место надо будет добираться на вертолёте, они не должны пугаться шума мотора, должны спокойно спуститься на землю и сразу приступить к своим обязанностям, – рассказывают кинологи.

Руслан и его коллега Турар САРСЕНГАЛИЕВ показали своих собак в деле. Сначала четвероногие продемонстрировали блестящую командную подготовку, четко выполняя не только голосовые команды кинологов, но и жестовые. Ну и самое интересное – поисковые навыки. Двух статистов спрятали очень хорошо: одного под капотом старого автомобиля, второго под кучей всякого хлама. Гром и Абрек обнаружили их очень быстро, возвестив о находке лаем.

Но им предстоит еще многому научиться.

Собаки ведь не только могут обнаружить пострадавшего, например, под завалами, но и оказать ему помощь – если есть возможность, то пробраться к нему, передать медикаменты, воду. Пса можно снабдить видеокамерой, и тогда у спасателей будет картинка, как быстрее и безопаснее разобрать завал. Так что будем учиться дальше.

…А спасатель по кличке Ирма, что называется, ушла в декрет, и в ближайшее время станет мамой. По сложившейся традиции будущие щенки будут переданы в дар кинологическим службам других ведомств.



Тамара СУХОМЛИНОВА

Фото и видео: Марат ТАКУЛИН, Нурбейбит НУГМАНОВ

Справка «АЖ»: 
*Канистерапия (от лат. сanis — собака + греч. θεραπεία — лечение) — метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак.

30 декабря 2017, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz