Когда построили «ипотечный» микрорайон, подрядчики постарались проложить теплотрассу красиво – в лотках ниже уровня земли, накрытых железобетонными плитами. Такая схема эффективна где-нибудь в Алматы, потому что выпавшие осадки не скапливаются в лотках, а стекают по канавам под уклоном. Но не так у нас, в совершенно плоском Атырау. Дождевой и талой воде здесь стекать некуда, и она скапливается в теплотрассах и разъедает трубы. Кроме того, огромный объем тепла поглощается этой скопившейся водой в десятки раз быстрее, чем воздухом.
Поэтому теплосети в нашем городе в основном проложены над землей – не столь красиво, зато рационально в теплотехническом плане. Нельзя сказать, что теплосети у нас везде построены в надземном положении. Имеются места, где теплосети просто необходимо было засунуть под землю, что связано с пересечением транспортных артерий. Эти места зимой всегда узнаваемы. Здесь чаще всего встречается «исландский пейзаж с гейзерами».
То, что эти места уязвимы во время сильных заморозков, и мальцу понятно. Мороз прихватит дождевую воду, и теплосетям конец. Причем если в мае текущего года в массиве Алмагуль авария произошла на одном участке (в районе супермаркета “Идеал”), то тепловые сети, пришедшие в негодность от воздействия мороза, будут представлять собой километры разорвавшейся на мелкие осколки трубы. Ущерб будет огромный.
Выход один – признать ошибку и проложить теплосети, как в Авангарде и Привокзальном. В Алмагуле от подземной схемы прокладки теплотрасс польза только таксистам. Шесть месяцев в году они съезжаются сюда со всего города и моют водой из теплотрассы свои машины, чем злят и без того нервных алмагульцев.
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
22 июля 2010, 00:00