Атырау, 9 мая 15:20
 ясноВ Атырау +11
$ 439.43
€ 473.31
₽ 4.82

Вечный двигатель и лампочка Амира

10 627 просмотров


А знаете ли вы, что электроэнергию можно получать даже из фруктов и овощей? Например, арбузы, яблоки и апельсины дают электрическое напряжение силой в 2 вольта, а лимон – только 1 вольт. Вот и я не знала. Мне об этом рассказал второклассник Абай ТАГАШОВ.

Он, как и его старший брат Амир ТАГАШОВ, учащийся 7-го класса школы №30, занимается наукой. Какая наука в их возрасте, скажете вы, и будете неправы. Большая наука начинается с малого – искреннего интереса человека к повседневным вещам и явлениям: почему дует ветер, откуда берет начало порода любимой собаки…  Главное, заметить этот интерес и поддержать его. А братьям Тагашовым еще и повезло. С учителем Аллой Аликовной ТРОФИМОВОЙ, которая умеет о любом, даже скучном, на первый взгляд, явлении рассказать так, словно это самая невероятная история на свете. И с родителями повезло, Еркебуланом и Нурсулу – ради интересной их детям темы они готовы перелопатить вместе с ними горы литературы, съездить в другой город за нужной книгой, разобрать все электроприборы, чтобы найти необходимую ребенку деталь, а папа еще и научился паять.  

В марте братья в Астане стали победителями республиканского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Зерде», в котором приняли участие свыше 400 юных исследователей со всех уголков Казахстана – каждый в своей категории. Амир занял первое место по физике среди учащихся средних классов, Абай стал лучшим физиком среди младшеклассников. 

Первую научную работу Амир написал в 5-м классе, она была посвящена простым и составным цифрам. Как оказалось, это очень интересно. Мы распечатали большие таблицы, подготовились и сразу же заняли призовое место. Победа нас окрылила, – с воодушевлением рассказывает Нурсулу. Видно, что она сама живет увлечениями детей.

Вторая тема, за которую взялся тогда еще шестиклассник Амир, была намного сложнее – золотое сечение. Чтобы построить снежинку по золотому сечению, мальчик овладел программой для архитектурного проектирования «AutoCAD», доскональным знанием которой не могут похвастаться даже некоторые взрослые специалисты. Тут на помощь ему пришла тетя Айсулу – опытный инженер. На эту работу семья возлагала большие надежды – тема серьезная, чтобы ее раскрыть, мальчику понадобились новые знания, больше времени и сил. А в итоге ему вручили «Алгыс хат». Зная, сколько усилий приложил Амир, сколько дней и ночей провел над своей работой, родители удивились – какие же тогда исследования должны быть у победителей?! Скажем сразу, ознакомиться с работами конкурентов супругам Тагашовым не удалось, единственным результатом долгих переговоров на разных уровнях системы образования стало то, что им разъяснили – работа не могла претендовать на призовое место потому … что не была переплетена. Нурсулу нашла правила оформления научных работ, теперь все исследования они оформляют так, чтобы невозможно было придраться даже к запятой. Но тон отношениям был задан – с тех пор родители добиваются, чтобы конкурсы проходили в открытом формате. Так ведь и организаторам удобнее: не будет ненужных домыслов и разговоров – все прозрачно, сомневающиеся могут ознакомиться с работами победителей, сравнить, провести анализ. Пока победа на стороне системы.




СТРАСТИ ПО КОНКУРСАМ

Признаюсь, мне по роду деятельности неоднократно приходилось слышать жалобы родителей, считающих, что их детей незаслуженно засудили, что все места на олимпиадах распределяются заранее среди отпрысков нужных людей и их родственников. Выслушивала я и противоположное мнение представителей системы образования: всё всегда абсолютно справедливо, а «правдолюбцами» движет лишь неудовлетворенное самолюбие и жажда призовых мест. Думаю, это красноречиво характеризует ту ситуацию, в которой сегодня находится образование в Атырауской области. О нем у нас принято говорить либо плохо, либо ничего. Мы настолько свыклись, что относимся к этому как к какому-то неизлечимому  заболеванию с  вялотекущим процессом. Ежегодные итоги ЕНТ лишь подтверждают давно известное – пациенту не становится лучше. Даже отдельные похвалы хорошему педагогу или редкие известия о том, что наши дети завоевали медали на конкурсе, воспринимаются обществом пессимистично – да, это бывает, но в целом на состоянии пациента никак не сказывается.

Я с этим категорически не согласна! У нас много детей, причем и в самых обычных школах, которые с удовольствием учатся, сами, без понукания родителей участвуют в конкурсах. И в вузах у нас не всё за деньги, – убеждена Нурсулу.

Им с сестрой и ее супругом – все они учились в местном институте нефти и газа – не раз доводилось убеждаться: знания у наших нефтяников выше, чем у выпускников столичных вузов. Буквально пара вопросов уровня 2-3 курса, и все становится понятно. Но здоровые ростки любознательности, интереса к учебе, самовыражению убиваются системой – беспощадной, глупой, которая стремится постоянно перестраховаться, всё запретить и засекретить.   

Нурсулу и не скрывает, что им всего приходится добиваться с боем. Мама и учитель отвечают за научную часть исследований, папа борется за права детей.

Родителей никогда не пускают в зал, где защищают проекты их дети. Только участники конкурса и жюри. А оно не всегда бывает объективным, говорит Еркебулан.

На республиканских конкурсах отношение жюри к рассмотрению работ выгодно отличается от поверхностного разбора региональных соревнований. Детей там внимательно слушают, дают рассказать до конца, просматривают представленные материалы, задают вопросы.

А мне тут (в Атырау) даже фильм не дали показать, а мы его специально для конкурса снимали, – высказал, видно, запомнившуюся обиду маленький Абай.


НОЧЬ С ПАЯЛЬНИКОМ

На меня презентация Абая, которую он провел с вдохновением и артистизмом, произвела большое впечатление. Захотелось понять, как появляются идеи для исследований, как родителям  удается адаптировать для детей серьезную научную литературу, как постоянно ненавязчиво контролировать процесс продвижения работы, чтобы успеть к намеченному сроку, как помогать и направлять, при этом не вмешиваясь и не пытаясь руководить. И еще много-много разных «как», ответы на которые наверняка интересны будут всем потенциальным участникам подобных конкурсов.

Тему можно выбрать любую. Наши участники, к примеру, очень любят проводить исследования на тему национальной истории, культуры и обычаев. Мальчики и девочки в национальных одеждах, рассказывающие об истории появления домбры, особом значении нумерологии, особенно цифры «7» в казахской культуре – явление для подобных конкурсов вполне привычное. В 1-м классе Абай, к примеру, подготовил работу о своей собаке – белой швейцарской овчарке Хлое.

Тагашовы ездят за идеями в научные парки, коих сегодня очень много в той же соседней России, особенно в Москве. Вторая научная работа Абая – результат изучения купленной в самарском парке «Галилео» игрушки – картофельных часов. Никто не ждет больших открытий от маленьких детей, но уже то, что они проявляют интерес к исследованиям, заслуживает уважения и поощрения. При подготовке работы, действительно, используется много научной литературы, которая написана сухим языком, не всегда доступным пониманию детей. Поэтому сначала эти книги читает мама Нурсулу, потом обсуждает их с детьми во время прогулок, папа очень хорошо рассказывает, объясняет. Многие вещи дети обсуждают между собой.

О том, чтобы руководить процессом, речь не идет. Более того, когда Амир после окончания 6-го класса, еще не знакомый с физикой, заявил нам, что займется разработкой вечного двигателя, который он был намерен соорудить при помощи медной проволоки и магнитов, мы посмеялись. Сказали – попробуй! Но в итоге он нас удивил. И жюри тоже,  – рассказывает Нурсулу. Справедливости ради стоить отметить, что все необходимое для опытов семья, посмеявшись, всё же покупала, при необходимости заказывала, а ради нужной платы даже разобрала несколько электроприборов. Эта необходимая позарез плата прибыла в Атырау из Караганды  только накануне поездки, и полночи перед отъездом в Астану Амир провел с паяльником в руках. И это очень правильно. Опытные специалисты в жюри, задав несколько вопросов, сразу понимают – самостоятельно ли ребенок подготовил  работу, смастерил прибор, или прибегал к помощи учителей и научных руководителей. Немаловажную роль играет и оформление работы, как на собственном опыте убедился Амир. А значит, на него тоже стоит обратить внимание.




ПЕЛЕРЕН, ФАРАДЕЙ, ТАГАШОВ

А что касается вечного двигателя, то после знакомства с законом сохранения энергии Амир понял, что создать вечный двигатель ему, увы, не удастся. Даже расстроился немного. Но всё же исследовательский дух не позволил ему остановиться и привел к конструированию генератора. Первый прибор выдавал всего 2 вольта. За советом – как увеличить – он обратился к профессору Атырауского университета нефти и газа Насихану Джумамухамбетову. Будучи специалистом в другой отрасли, тот всё же заинтересовался работой мальчика и порекомендовал ему использовать больше магнитов и увеличить число катушек. Получился генератор переменного тока, а чтобы зажечь лампочку, нужен был постоянный ток. Так появилось еще одно звено аппарата – преобразователь. И когда однажды, после многих месяцев труда, в два часа ночи дом Тагашовых осветила лампочка Амира, ликованию семьи не было предела.

Я узнал, что каждый физический закон это обобщение огромного числа наблюдений, а каждое открытие – лишь звено в огромной цепочке открытий. Так, если бы в 1269 году Пьер Пелерен не описал бы свойства магнита, то возможно в 1831 году Майкл Фарадей не создал бы свой генератор. А сколько открытий нас еще ждет впереди? говорит Амир.

– Всё, больше никаких исследований, будем отдыхать! – откликается Нурсулу. Но что-то мне подсказывает, что ближайшее лето братья снова проведут, допоздна что-то мастеря и испытывая. И пусть человечество пока так и не изобрело вечный двигатель, зато этот двигатель есть в самих людях. И называется он – любознательность.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

Фото Марата ТАКУЛИНА

 

13 апреля 2017, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz