Атырау, 4 мая 08:10
 ясноВ Атырау +15
$ 444.14
€ 477.05
₽ 4.85

Этот мудрый степной календарь

18 363 просмотра
Фото: unity.lv.

Это было зимой прошлого года. Поздней ночью заболтались с подругой из другого города по скайпу. Когда я ей сообщила, что услышала два ощутимых громовых раската за окном, она рассмеялась и покрутила пальцем у виска. Какая же гроза может быть посреди зимы?

Может! У казахов это редкое природное явление называется «қыс қысырайды» и является предвестником ранней весны, обещающим плодородное лето. Об этом мне поведал старожил Атырау Коблан РИЗУАНОВ, всю жизнь проработавший сельским ветеринаром, знающий о жизни кочевых животноводов не понаслышке.  
– И каким было прошлое лето?
– Травы море было, по пояс вымахала!
…Люди, которые живут и работают, что называется, на земле, знают о законах природы много больше, чем обитатели «каменных джунглей». Более того, их способ зарабатывать себе на хлеб неразрывно связан с этими законами. Об этом на примере народного календаря, коему из века в век следуют животноводы, и поведал мне Коблан ага.

Коблан РИЗУАНОВ. Фото Тамары СУХОМЛИНОВОЙ.

НЕСПРОСТА ВЕСНА КАПРИЗНА
Наш календарь начнем с марта, ведь именно с Наурызом у казахов начинается новый год. Незадолго до Наурыза, 10-15 марта, если вы заметили, всегда выпадает снег. Мы называем его Наурыздың ақша қары – белый снежок Наурыза. Неудивительно, ведь по старому стилю (разница с ныне действующим календарём – 13 дней) в это время и праздновался Наурыз. Вот и получается, что пушистый белый снежок в этот отрезок времени – предвестник наступления нового года, – рассказывает Коблан ага.
Природа весной обманчива, а потому у жителей казахской степи есть несколько периодов в это время года, когда они старались быть весьма осторожными. Один из них – отамалы, или «қара Иван», который выпадает на 26-29 марта. По народному преданию, один пастух, несмотря на предостережения, купился на теплую погоду и выгнал свой скот в разогретую весенним солнцем степь. Но вдруг погода ухудшилась, подул ледяной ветер, пошел дождь, сменившийся снегом. Много скотины из своей отары потерял пастух в это внезапное ненастье.
Поэтому животноводы, несмотря на, казалось бы, установившуюся теплую погоду не торопятся перегонять свой скот с зимовок на летние пастбища. Всему свое время. Тем более весной друг за другом следуют два амала*, именуемые всем знакомым словом «бесқонақ». Бескунаки выпадают на период с 3 по 18 апреля, включают в себя пять дней старого месяца и пять дней нового (по старому календарю) с перерывом в несколько дней. Еще эти дни именуют «бес ескі» (существует другой вариант – «бес ешкi») и «бес жаңа» – пять старых и пять новых
По народному преданию, в начале апреля в одном из аулов задержались пять гостей. А именно к этому времени у кочевников заканчиваются запасы мяса, заготовленного на зиму. И гости, чтобы не смущать гостеприимных хозяев, пробыв здесь пять дней, решили двинуться в путь, тем более погода тогда уже установилась теплая. Однако в пути их настиг сильный ветер, ударил мороз. Непогода застала этих людей врасплох, и они погибли в степи…
Из года в год в это время вы можете наблюдать, как хорошая погода резко сменяется плохой, – рассказывает Ризуанов. – Это и пыльные бури, и неожиданные заморозки, и дождь может пойти, и снег. До завершения бескунаков животноводы не выгоняют скот в степь. Во-первых, после зимы скотина ослабленная. Во-вторых, именно на этот период приходится окот. Самкам дают время оправиться после родов, а новорожденным детенышам – встать на ножки и окрепнуть.
Одна из народных примет, связанная с бескунаками: если в дни бескунаков нет дождей, то лето будет жаркое и засушливое.

УСПЕТЬ ДО КУРАЛАЯ
После 18 апреля – ықтырма жығылады. Все опасности миновали, и весна вступила в свои полноценные права. Скот начинают перегонять на летние пастбища. На это же время приходится и стрижка животных.
Перегонять скот приходилось на большие расстояния – иногда более чем на сотню километров. Но медлить нельзя! Очень важно успеть перегнать всю скотину до наступления құралай (24-27 мая), – продолжает Коблан ага.
Құралай – это период, на который приходится окот сайгаков. Погода в это время не радует – дуют сильные ветра, может опуститься туман, зарядить дождь. И всё не просто так. Как известно, самки сайгаков перед родами до изнеможения бегут против ветра. Они собираются в труднодоступных местах, на солончаках, где и происходит чудо рождения нового потомства. Кажется, сама природа старается «приложить свою руку» к этому процессу. Ведь и ослабленные самки, и новорожденные детеныши нуждаются в защите, в первую очередь от степных хищников. Туман, мелко моросящий дождь перебивают их запах и мешают хищникам.
После куралая можно считать, что в свои права вступило лето. Чабаны выполняют свою непростую работу – пасут скот в бескрайних просторах степи, оберегая стада от хищников, следя за тем, чтобы ни одно животное не отбилось от своих сородичей.

ОТЧЕГО ТАК РАДОСТЕН НАУРЫЗ
Первый предвестник приближающейся осени – сүмбіле – выпадает на 10-15 сентября современного календаря. Считается, что в это время остывает вода в водоемах. Таразы – время в октябре, когда под утро становится ощутимо холодно, под открытым небом уже не поспишь. Но и несколько чудесных теплых дней приходится на октябрь – шыбынсыз жаз, что в переводе означает «лето без мух» или же знакомое всем нам «бабье лето». 45 дней с октября по ноябрь отводится на осеменение скота. Почему это время? Ответ прост – чтобы будущий окот пришелся как раз на март. 
Ну и с 20 ноября по 15 декабря животноводы должны успеть перегнать весь скот с летних пастбищ на зимовки. 
А на 24-27 декабря приходится еще один амал – киiктiң бұрқағы.
В это время могут быть сильный ветер, резкое похолодание, дождь, снег. С чем связан этот амал в природе? – спрашивает у меня Коблан ага и, не дождавшись моего ответа, раскрывает тайну: – В это время у сайгаков происходит случка. И снова непогода становится своеобразным укрытием от степных хищников. А если вы посчитаете, сколько дней между этим амалом и Куралай, то выяснится, что ровно 150. Именно столько самки сайгаков вынашивают своих детенышей. Природа всё предусмотрела, а нам остается лишь под нее подстраиваться.
Период, приходящийся на январь-февраль, у кочевников именуется зағбина – так в степи говорят про сильный буран и метели, при которых глаза открыть невозможно. Степной народ в это время старался не покидать своих жилищ. Оттого встречи на Наурыз столь долгожданны и радостны.

Погодные явления, повторяющиеся из года в год в одно и то же время, получили у народа общее название амал (жыл амалдары). У каждого амала есть своё название и каждому есть объяснение. Между месяцами по старому календарю (13-14 числа каждого месяца по современному календарю) наступал период өліара. Это время, когда ожидалось очередное изменение погоды. Народ, живущий в степи, знал и знает по сей день, что в это время как никогда нужно быть осторожным и готовым к любым капризам погоды. Потому амал – это то, с чем нужно смириться, перетерпеть и переждать.












Тамара СУХОМЛИНОВА


6 апреля 2017, 11:12

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz