Атырау, 2 мая 10:39
 ясноВ Атырау +23
$ 442.05
€ 474.14
₽ 4.74

Конституция: Поправки одобрены в первом чтении, готовят ко второму

3 891 просмотр


3 марта прошло совместное заседание палат парламента с участием президента РК Нурсултана НАЗАРБАЕВА по вопросам перераспределения полномочий между ветвями власти.

На повестку дня был вынесен проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».

В своем выступлении глава государства еще раз высказался о 26- статье.

- В рабочую группу поступило около 6 тысяч предложений и замечаний, которые затрагивают две трети статей Конституции из всех её разделов. Всего рабочая группа проанализировала более 300 действующих законов и 29 кодексов. Неоднозначную реакцию вызвали предлагаемые поправки в статью 26 Конституции. Поскольку вся конституционная реформа нацелена на  консолидацию нашего общества, я предлагаю оставить статью 26 в прежней редакции.

Мы еще раз  должны разъяснить народу: когда говорим о собственности, нельзя ставить знак равенства, что это земля. У каждого человека есть разная собственность: жилье, земля, движимое и недвижимое имущество. В вопрос собственности входит всё. Когда говорим «каждый», все юридическое сообщество поддержало, потому что это обеспечивает стабильность поступления инвестиций в нашу страну, доверие наших инвесторов и казахстанцев. Но нам не надо торопиться, надо поработать, должен быть консенсус в этом вопросе. Всё равно мы к этому придем, даже по земле. Потому что  земля без хозяина это ничья земля, она потеряет свою плодородность. Иесі жок жер жетім деген казактын созі бар (В народе говорят, земля без хозяина - сирота).

Законопроект обсуждался в общенациональном масштабе, поэтому можно утверждать,  что этот документ - консолидированная позиция народа Казахстана.

Новый закон значительно  усиливает роль парламента в государственных делах, в том числе при формировании правительства.  Теперь будет записано, что парламент является  законодательной властью - раньше  формулировка была, что парламент осуществляет законодательные функции.

Повышается самостоятельность правительства, которому передаются полномочия по непосредственному управлению экономикой. Усиливается роль Верховного суда как суда  кассационной инстанции  в защиту прав наших граждан, закладываются важные основы прокуратуры, предусматривающие высший надзор за соблюдением законности. На конституционном уровне закрепляется гарантия неизменности нашей независимости, унитарности, территориальной целостности.

Как уже было сказано, правительство подготовило законопроект о передаче 35 полномочий президента на нижестоящие уровни; в этом законопроекте изменения вносятся в 23 статьи Конституции, в том числе по полномочиям президента.

Они включают вопросы управления экономикой, финансами, имуществом, а также административно-территориальными вопросами.

При этом президент, как и прежде, остается носителем высшей государственной власти, в его компетенции остаются стратегические функции в сфере защиты Конституции, отношений между  ветвями власти,  оборонная безопасность, внешняя и внутренняя политика страны.

Я наблюдал  за ходом обсуждения проекта в стране. Многие граждане выразили беспокойство - не ведут ли изменения к ослаблению существующей власти.

Фактически в 92-м году избранный по советским законам тогдашний Верховный Совет КазССР принял законы, которые чуть ли не создали хаос в нашей стране. Мы не могли  двигать реформы, ни один закон не проходил, и никого обвинять в этом нельзя - люди просто не понимали, как от одного порядка перейти к другому. Когда всё остановилось, следующим этапом стало принятие другой Конституции. Если бы мы этого не сделали, мы ввергли бы страну в тот хаос, который мы наблюдаем в других странах постсоветского пространства. 

Но  то время прошло, мы воспитали новое поколение граждан нашей страны  и новое поколение депутатского корпуса. Особенно важно, что политическую модернизацию мы запускаем одновременно с экономической и технологической. Такие задачи мы еще не решали. Сложные задачи, требующие больших финансовых вложений и ресурсов, но у нас  другого хода нет. 

Прошу депутатов парламента по возможности не откладывая, с соблюдением всех установленных процедур и наших законов, рассмотреть законопроект. В Конституции прописано два варианта изменения Основного закона страны: президент после обсуждения мог отправить законопроект на всенародное обсуждение, то есть на референдум или в парламент. Учитывая, что основные моменты государственной системы власти здесь не меняются, основные права  и свободы человека не затрагиваются в этой реформе - нет необходимости проводить референдум с большими затратами и людскими ресурсами, создавать политические проблемы в обществе. Поэтому избранный народом депутатский корпус согласно Конституции вправе вносить эти законы. Я прошу принять второй вариант. 

Руководитель администрации президента Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ разъяснил предлагаемый порядок формирования правительства.

Предлагаемые конституционные изменения можно распределить по 5 основным блокам.

Первое:  поправки направлены на повышение  роли парламента, предлагается расширить роль мажилиса при формировании правительства, а также усилить контрольные полномочия парламента и его палат.

При формировании состава правительства предлагается следующий порядок: премьер-министр вносит представление главе государства о кандидатурах  после консультации с мажилисом парламента.  Исключение делается для министров иностранных дел и обороны, назначаемых президентом  самостоятельно.

Принципиальным нововведением является норма, согласно которой правительство слагает свои полномочия перед  новым мажилисом парламента, а не перед новым президентом. Для повышения эффективности работы  усиливаются механизмы подотчетности и подконтрольности правительства парламенту. В  пункте 2 статьи 64 Конституции предлагается установить, что правительство  ответственно перед  президентом и парламентом. Согласно двум редакциям статьи 67 Конституции, премьер-министр будет обязан докладывать  об основных направлениях деятельности  правительства и его важнейшие решениях не только президенту, но и парламенту в целом. Каждая палата парламента наделяется правом по итогам  заслушивания отчета члена правительства, не мене чем двумя третями  голосов от общего числа депутатов палаты принимать  обращение к президенту об освобождении  от должности члена правительства  в случае неисполнения им закона. В таком случае глава государства освобождает  члена правительства.

Второе – предлагается перераспределить часть полномочий президента республики. Правительству передаются полномочия  по утверждению государственных программ и единой системы финансирования оплаты труда работников всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета.

 В проекте исключается право главы государства отменять либо приостанавливать действия актов правительства  и премьер-министра, тем самым всю полноту ответственности за свои акты будет нести само правительство. Вместе с тем президент в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства может направлять обращения в Конституционный совет для рассмотрения вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции. 

Центральный исполнительный орган, не входящий в состав правительства, как институт  упраздняется. Это позволит обеспечить формирование компактного правительства, что является одной из целью проводимой административной реформы. Сохраняется, но с оговоркой «при необходимости», право главы государства председательствовать на заседаниях правительства по особо важным вопросам.

В целях повышения роли парламента исключаются следующие законодательные полномочия президента республики: давать поручения правительству о внесении законопроекта в мажилис; при этом за президентом сохраняется право законодательной инициативы, издания законов или указов, имеющих силу закона, осуществления законодательных полномочий в случае делегирования их ему парламентом. Кроме того, исключается право главы государства объявлять рассмотрение законопроектов срочным. В то же время у президента остается право определять приоритетность рассмотрения законопроектов – это означает, что они должны быть приняты в первоочередном порядке в течение двух месяцев.

Законопроектом уточняются конституционные основы судебной системы и прокуратуры. Детальное изложение требований к судьям в тексте Конституции не всегда согласуется с современной практикой. Необходима норма, позволяющая более гибко подходить к этим вопросам. В этой связи в пункте 3 статьи 79 Конституции предлагается установить, что требования к судьям судов республики определяются Конституционным законом. Новая редакция статьи 81 Основного закона предполагает уточнение функции Верховного суда вместо положения об осуществлении надзора за деятельностью местных и других судов. Предлагается определить, что Верховный суд в предусмотренных законом случаях рассматривает отнесенные к его подсудности судебные дела: тем самым закрепляется роль Верховного суда как суда кассационной инстанции.

В предлагаемой редакции пункта 1 статьи 83 Конституции закрепляется, что прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за соблюдением законности в установленных законом пределах и формах, представляет интересы государства в суде. Также указывается, что прокуратура от имени государства осуществляет уголовное преследование. Тем самым более четко очерчиваются контуры прокурорского надзора, пределы которого будут определяться законом.

Четвертый блок поправок направлен на дальнейшее совершенствование организации деятельности органов местного госуправления и самоуправления. В пункте 5 статьи 86 Конституции предлагается ввести требование, согласно которому полномочия маслихата прекращаются досрочно президентом РК после консультаций с премьер-министром и председателями палат парламента. Это означает, что процедура принятия такого решения становится более демократичной.

Порядок назначения или избрания на должности, а также освобождения от должности акимов, за исключением акимов областей и городов Астана, Алматы, предлагается определять законом, а не актом главы государства, как это было ранее.

Пятое - в законопроекте усиливаются механизмы защиты основ конституционного строя. На конституционном уровне укрепляются гарантии неизменности нашей независимости.

В статье 91 Конституции прямо устанавливается, что наряду с унитарностью, территориальной целостностью республики ни в каких случаях, даже путем пересмотра Основного закона, не может быть изменена независимость государства.

Для обеспечения незыблемости данных конституционных предложений устанавливается, что изменения и дополнения в Конституцию могут быть вынесены на республиканский референдум или на рассмотрение парламента только при наличии заключения Конституционного совета об их соответствии отмеченным требованиям. Субъектом обращения по данному вопросу предлагается определить главу государства. Подобный опыт имеется во многих странах. В целях усиления механизма конституционного контроля проектом закона исключается право президента республики вносить возражения на решения Конституционного совета.

После доклада Джаксыбекова от депутатов обеих палат поступили вопросы. Озвучу некоторые из них.

Депутат Серик БИЛЯЛОВ:

- Изменения в статью 87 Конституции предполагают порядок назначения или избрания на должность акимов (кроме областей и городов республиканского значения и столицы), определять законом. Таким образом, указанное полномочие главы государства предлагается передать парламенту.  В этой связи возникает вопрос: сохраняется ли за президентом право по своему усмотрению освобождать от должности акимов всех уровней?

- Да, за президентом сохраняется это право. В пункте 4, где говорится, что президент вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должности, - ответил Джаксыбеков.

Руководитель фракции «Ак жол» Азат ПЕРУАШЕВ:

- Действующая Конституция давала право президенту издавать законы или указы, имеющие силу закона. Проект поправок к пункту 2 статьи 45 предлагает исключение этого права. Но между тем известно, что за годы независимости президент трижды вводил моратории, которые в период кризисов существенно поддержали предпринимателей, некоторых из них даже спасли от разорения. Сохранится ли у президента возможность вводить мораторий, и если да то на основании каких норм?

- Такое право у президента сохраняется. Согласно пункту 1 статьи 45 Конституции, президент издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории страны. И все упомянутые вами моратории именно устанавливаются такими указами. 

Также депутаты предложили в подпункте 3 статьи 44 Конституции оставить за президентом назначение министра внутренних дел. В новой редакции законопроекта президент назначает министра иностранных дел и обороны (в действующей кроме первых двух - министра юстиции и МВД).

По итогам совместного заседания депутаты обеих палат единогласно одобрили поправки в Конституцию в первом чтении. Была создана совместная комиссия двух палат для подготовки документа ко второму чтению. Председатель совместной комиссии – депутат мажилиса парламента Нурлан АБДИРОВ. В её состав вошли по 7 представителей от каждой из палат парламента и по 3 представителя от Администрации президента, Конституционного совета и правительства. 

Сауле ТАСБУЛАТОВА, соб. корр. «АЖ», г. Астана

4 марта 2017, 17:20

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz