27-летний атырауский ювелир Кайрат ШАПАБАЕВ интенсивно готовится к выставке ЭКСПО-2017 в Астане. Для этого даже придумал бренд под названием Made in Kazakh eli.
В 2012 году Кайрат окончил факультет декоративно-прикладного искусства и дизайна Национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова. Изготавливает украшения в западно-казахстанском стиле. Мы поговорили с ним о тонкостях разных стилей, о проблемах мастеров прикладного искусства и многом другом.
«ДО СВОЕЙ МАСТЕРСКОЙ РАБОТАЛ НА БАЛКОНЕ»
– Кайрат, несколько лет назад ты обращался в городской акимат с просьбой помочь с помещением для общей мастерской местных мастеров прикладного искусства. Чем это закончилось?
– В 2012 году, когда я окончил учебу в Алматы и приехал в родной Атырау, не только в городской акимат, но и к тогдашнему замакима области Шынгысу МУКАНУ подходил с этой просьбой. Мы просили выделить нам помещение в цокольном этаже одного из домов, построенных возле жилого комплекса «Гранд Атырау», в центре города. Ремесленники там могли бы не только творить – у них была бы возможность предложить свои изделия местным жителям и гостям города. Иностранцы, работающие в Атырау, с удовольствием ходили бы в этот Дом, ведь их очень интересуют национальное прикладное искусство и старые ремёсла. Подобные места, где сосредоточены мастерские, промыслы, очень популярны в разных странах. У нас в Атырау народных умельцев меньше, чем, например, в соседнем Актау. Просто в Актау поддержки и понимания со стороны властей больше, так же, как и в Алматы, Шымкенте, Туркестане.
В Доме умельцев могли бы работать не только профессионалы, но и любители. Мастера могли бы обмениваться опытом. А там, глядишь, вспомнили бы про забытые древние технологии. Всё это помогло бы возродить и сохранить искусство наших предков.
Затея с Домом умельцев пока не осуществлена, но Шынгыс Мукан помог с мастерской нескольким ремесленникам, в том числе и мне. Моя мастерская находится во дворе Дома дружбы. А до этого работал на балконе своей квартиры. В то время, помню, один из местных ювелиров мне сказал: «Кайрат, у тебя есть хотя бы балкон, а когда я начинал у себя в крохотной квартире, где жил со своей семьей, то сидел плавил серебро в туалете – это была моя первая мастерская». Да и по сей день есть мастера, у которых нет отдельного помещения, но несмотря на это они работают, творят... Жалко, что наш план с Домом умельцев не сработал.
Мне кажется, в Атырау, по сравнению с другими регионами, ремёсла стоят на ступеньку ниже. Бауыржан Момышулы говорил: «Чем пить мед лжи, лучше пей яд истины», и мы должны признать, что в других регионах больше ремесленников, и там чувствуется дух соревнования между ними, а именно это даёт толчок к развитию, к высокому качеству.
– А что с ювелирным делом в Атырау?
– Вообще ювелиры делятся на две категории, их называют в народе «белый ювелир» и «чёрный ювелир». Чёрные ювелиры работают чисто технически – ремонтируют изделия, к примеру, соединяют оборвавшиеся концы цепочки и т. д. А белые ювелиры – как художники, они вкладывают в изделия свою душу, творят, фантазируют, при этом стараясь сочетать национальное своеобразие и дизайн современного образца. И они недолго остаются в тени. Их работа – как визитная карточка. Например, в Атырау у Мухтара ШЕРНИЯЗОВА есть свой бутик, я тоже планирую.
– Но ваши имена не особо знакомы жителям Атырау...
– Да, нас пока знают выборочно, те, кто уже у нас что-то заказывал и кто сидит в Facebook, там я выставляю свои ручные работы. Да и нам нужно ещё много работать, чтобы узнавали наш почерк.
– Ещё один способ стать известным – организовать выставку. Есть в планах?
– Пока у меня выставок не было. А в планах – да, есть, причём не только в Атырау, но и Алматы, Астане. А в дальнейшем есть мечта выставиться в Европе и США, чтобы там ознакомились с нашим национальным стилем. Сейчас я серьезно увлечен формированием национального бренда под названием Made in Kazakh eli.
«НАШ СТИЛЬ – САМЫЙ СЛОЖНЫЙ»
– Каковы особенности современного западно-казахстанского стиля в ювелирном искусстве?
– Казахские ювелирные изделия делятся на три стиля: Западно-Казахстанский, Южно-Казахстанский и Северо-Восточно Казахстанский. Из них западный считается классическим. Он самый сложный по технике изготовления. Уникальность его в том, что узоры и орнаменты, вообще все элементы абсолютно симметричны. Многия изделия нашего стиля считаются антиквариатом. Многие ювелиры до сих пор ломают голову над тем, как это делается, особенности этой техники подвластны далеко не всем.
– А как ты ей научился?
– На это ушло четыре года. Окончив академию, я устроился на работу в областной историко-краеведческий музей. Там увидел старые украшения, очень они мне понравились. Горел желанием внести свой вклад, продолжить западный стиль. Для этого много времени провёл рядом с известным ювелиром Утепкали ОМИРОВЫМ, проживающим в Бейнеуском районе Мангистауской области, уроженцем села Сагиз Кызылкогинского района. Кроме того, внимательно прислушивался к советам мастеров в Алматы, Астане. И я всё ещё в поиске, продолжаю осваивать эту технику, при этом надеюсь внести в неё что-то своё.
– Есть ли спрос на ваши произведения?
– Спрос по-настоящему только начинается. Пока в основном на кольца. То есть диапазон желаний клиента весьма ограничен. Раньше в казахской степи девушки и женщины носили в повседневной жизни не только кольца, но и колье, нагрудные украшения, ленты с украшениями, вплетаемые в косу и т. д. А сейчас браслеты и кольца надевают только на свадьбах и кудалык, и лежат они в сундуке, дожидаясь следующего торжества.
Но всё же интерес именно к авторским работам потихонечку начинает расти. Прекрасная половина начинает понимать, насколько глубока история нашей родины и оригинальны национальные особенности прикладного искусства. А нам надо соответствовать их требованиям, работать днем и ночью, чтобы творить шедевры.
– А иностранцы какие изделия предпочитают?
– Изделия в стиле абстракции либо же с национальным орнаментом. Часто заказывают кольца в стиле абстракции. Но когда собираются уезжать в свою страну, заказывают украшения с национальными узорами в качестве памятного подарка из Казахстана.
«ИСКОНИ НАШ МАТЕРИАЛ – СЕРЕБРО»
– Какой материал вы используете при изготовлении своих изделий?
– Серебро. В академии нас учили работать только с этим драгметаллом. Но и наши предки-ювелиры работали только с серебром. Так что это многовековая традиция, зачем же от неё отказываться?
– А где берете сырьё?
– Покупаем серебряные монеты в Нацбанке по 8 000-34 000 тенге. Конечно, дороговато, но что поделаешь? Например, не так давно для нагрудного украшения (өңірше) мне потребовалось расплавить три монеты. Когда монеты заканчиваются, приходится плавить старые ювелирные изделия.
– Ты сейчас готовишься к ЭКСПО-2017 в Астане...
– Да, подал заявку на участие. Сейчас готовлю к ней свои работы. Для того чтобы было больше времени, даже ушел с преподавательской работы в Назарбаев интеллектуальной школе. Рискнул, отказавшись от стабильной зарплаты, ведь у нас нет постоянного заработка – всё зависит от спроса, от заказов. Но это не просто работа, это моя жизнь. И я не жалуюсь, верю, что в ближайшем будущем наш труд будет оценен по достоинству. Вот и на ЭКСПО мы не только будем выставлять свои работы, но и проводить мастер-классы. Там будут многие мастера, известные на всю страну, и я надеюсь попасть в их ряды.
Айнур САПАРОВА
Фото автора