Атырау, 7 мая 14:34
 будет пасмурноВ Атырау +16
$ 439.43
€ 473.31
₽ 4.82

Волшебство из монет Нацбанка

5 706 просмотров

27-летний атырауский ювелир Кайрат ШАПАБАЕВ интенсивно готовится к выставке ЭКСПО-2017 в Астане. Для этого даже придумал бренд под названием Made in Kazakh eli.

В 2012 году Кайрат окончил факультет декоративно-прикладного искусства и дизайна Национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова. Изготавливает украшения в западно-казахстанском стиле. Мы поговорили с ним о тонкостях разных стилей, о проблемах мастеров прикладного искусства и многом другом.

«ДО СВОЕЙ МАСТЕРСКОЙ РАБОТАЛ НА БАЛКОНЕ»

– Кайрат, несколько лет назад ты обращался в городской акимат с просьбой помочь с помещением для общей мастерской местных мастеров прикладного искусства. Чем это закончилось?

– В 2012 году, когда я окончил учебу в Алматы и приехал в родной Атырау, не только в городской акимат, но и к тогдашнему замакима области Шынгысу МУКАНУ подходил с этой просьбой. Мы просили выделить нам помещение в цокольном этаже одного из домов, построенных возле жилого комплекса «Гранд Атырау», в центре города. Ремесленники там могли бы не только творить – у них была бы возможность предложить свои изделия местным жителям и гостям города. Иностранцы, работающие в Атырау, с удовольствием ходили бы в этот Дом, ведь их очень интересуют национальное прикладное искусство и старые ремёсла. Подобные места, где сосредоточены мастерские, промыслы, очень популярны в разных странах. У нас в Атырау народных умельцев меньше, чем, например, в соседнем Актау. Просто в Актау поддержки и понимания со стороны властей больше, так же, как и в Алматы, Шымкенте, Туркестане.

В Доме умельцев могли бы работать не только профессионалы, но и любители. Мастера могли бы обмениваться опытом. А там, глядишь, вспомнили бы про забытые древние технологии. Всё это помогло бы возродить и сохранить искусство наших предков.

Затея с Домом умельцев пока не осуществлена, но Шынгыс Мукан помог с мастерской нескольким ремесленникам, в том числе и мне. Моя мастерская находится во дворе Дома дружбы. А до этого работал на балконе своей квартиры. В то время, помню, один из местных ювелиров мне сказал: «Кайрат, у тебя есть хотя бы балкон, а когда я начинал у себя в крохотной квартире, где жил со своей семьей, то сидел плавил серебро в туалете – это была моя первая мастерская». Да и по сей день есть мастера, у которых нет отдельного помещения, но несмотря на это они работают, творят... Жалко, что наш план с Домом умельцев не сработал.

Мне кажется, в Атырау, по сравнению с другими регионами, ремёсла стоят на ступеньку ниже. Бауыржан Момышулы говорил: «Чем пить мед лжи, лучше пей яд истины», и мы должны признать, что в других регионах больше ремесленников, и там чувствуется дух соревнования между ними, а именно это даёт толчок к развитию, к высокому качеству.

А что с ювелирным делом в Атырау?

– Вообще ювелиры делятся на две категории, их называют в народе «белый ювелир» и «чёрный ювелир». Чёрные ювелиры работают чисто технически – ремонтируют изделия, к примеру, соединяют оборвавшиеся концы цепочки и т. д. А белые ювелиры – как художники, они вкладывают в изделия свою душу, творят, фантазируют, при этом стараясь сочетать национальное своеобразие и дизайн современного образца. И они недолго остаются в тени. Их работа – как визитная карточка. Например, в Атырау у Мухтара ШЕРНИЯЗОВА есть свой бутик, я тоже планирую.

Но ваши имена не особо знакомы жителям Атырау...

– Да, нас пока знают выборочно, те, кто уже у нас что-то заказывал и кто сидит в Facebook, там я выставляю свои ручные работы. Да и нам нужно ещё много работать, чтобы узнавали наш почерк.

Ещё один способ стать известным – организовать выставку. Есть в планах?

– Пока у меня выставок не было. А в планах – да, есть, причём не только в Атырау, но и Алматы, Астане. А в дальнейшем есть мечта выставиться в Европе и США, чтобы там ознакомились с нашим национальным стилем. Сейчас я серьезно увлечен формированием национального бренда под названием Made in Kazakh eli.

«НАШ СТИЛЬ – САМЫЙ СЛОЖНЫЙ»

– Каковы особенности современного западно-казахстанского стиля в ювелирном искусстве?

– Казахские ювелирные изделия делятся на три стиля: Западно-Казахстанский, Южно-Казахстанский и Северо-Восточно Казахстанский. Из них западный считается классическим. Он самый сложный по технике изготовления. Уникальность его в том, что узоры и орнаменты, вообще все элементы абсолютно симметричны. Многия изделия нашего стиля считаются антиквариатом. Многие ювелиры до сих пор ломают голову над тем, как это делается, особенности этой техники подвластны далеко не всем.

А как ты ей научился?

– На это ушло четыре года. Окончив академию, я устроился на работу в областной историко-краеведческий музей. Там увидел старые украшения, очень они мне понравились. Горел желанием внести свой вклад, продолжить западный стиль. Для этого много времени провёл рядом с известным ювелиром Утепкали ОМИРОВЫМ, проживающим в Бейнеуском районе Мангистауской области, уроженцем села Сагиз Кызылкогинского района. Кроме того, внимательно прислушивался к советам мастеров в Алматы, Астане. И я всё ещё в поиске, продолжаю осваивать эту технику, при этом надеюсь внести в неё что-то своё.

Есть ли спрос на ваши произведения?

– Спрос по-настоящему только начинается. Пока в основном на кольца. То есть диапазон желаний клиента весьма ограничен. Раньше в казахской степи девушки и женщины носили в повседневной жизни не только кольца, но и колье, нагрудные украшения, ленты с украшениями, вплетаемые в косу и т. д. А сейчас браслеты и кольца надевают только на свадьбах и кудалык, и лежат они в сундуке, дожидаясь следующего торжества.

Но всё же интерес именно к авторским работам потихонечку начинает расти. Прекрасная половина начинает понимать, насколько глубока история нашей родины и оригинальны национальные особенности прикладного искусства. А нам надо соответствовать их требованиям, работать днем и ночью, чтобы творить шедевры.

А иностранцы какие изделия предпочитают?

– Изделия в стиле абстракции либо же с национальным орнаментом. Часто заказывают кольца в стиле абстракции. Но когда собираются уезжать в свою страну, заказывают украшения с национальными узорами в качестве памятного подарка из Казахстана.

«ИСКОНИ НАШ МАТЕРИАЛ – СЕРЕБРО»

– Какой материал вы используете при изготовлении своих изделий?

– Серебро. В академии нас учили работать только с этим драгметаллом. Но и наши предки-ювелиры работали только с серебром. Так что это многовековая традиция, зачем же от неё отказываться?

А где берете сырьё?

– Покупаем серебряные монеты в Нацбанке по 8 000-34 000 тенге. Конечно, дороговато, но что поделаешь? Например, не так давно для нагрудного украшения (өңірше) мне потребовалось расплавить три монеты. Когда монеты заканчиваются, приходится плавить старые ювелирные изделия.

Ты сейчас готовишься к ЭКСПО-2017 в Астане...

– Да, подал заявку на участие. Сейчас готовлю к ней свои работы. Для того чтобы было больше времени, даже ушел с преподавательской работы в Назарбаев интеллектуальной школе. Рискнул, отказавшись от стабильной зарплаты, ведь у нас нет постоянного заработка – всё зависит от спроса, от заказов. Но это не просто работа, это моя жизнь. И я не жалуюсь, верю, что в ближайшем будущем наш труд будет оценен по достоинству. Вот и на ЭКСПО мы не только будем выставлять свои работы, но и проводить мастер-классы. Там будут многие мастера, известные на всю страну, и я надеюсь попасть в их ряды.

Айнур САПАРОВА

Фото автора

17 ноября 2016, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz