Атырау, 5 мая 10:06
 будет пасмурноВ Атырау +15
$ 441.66
€ 475.14
₽ 4.86

По следам Алихана Букейхана. Часть 3. Семей

Фото
12 054 просмотра

Image 2

По следам Алихана Бокейхана

По следам Алихана Букейхана. Часть 2. Каркаралы

Семей – родина многих прославленных казахов. Если следовать точному маршруту Алихана БУКЕЙХАНА, то мы должны были из Каркаралы поехать в Омск, но это обернулось бы для Казахского географического общества дополнительными затратами. Поэтому мы решили закончить казахстанскую часть экспедиции на машинах одним махом.

АБАЙ ЕЛІ

Дорога из Каркаралы в Семей была действительно ужасной. 400 км дороги мы проехали за 12 часов. Я лишний раз убедилась, что в Казахстане созданы все условия, чтобы люди не могли сообщаться друг с другом. Семей – очень светлый и хороший город, в народе его называют «Абай елі». Многие казахские учёные, мыслители и деятели родом из этих краев. Мало того, в период 1917-1920 гг. левобережная часть города Семей, которая на тот момент называлась «Заречной слободой», была первой столицей Национальной территориальной автономии «Алаш Орда» и в официальных документах была записана как город Алаш.

Image 7

В Семее нас ждал радушный приём со стороны администрации Государственного университета им. Шакарима. Во время организованного круглого стола участники экспедиции и преподаватели обсудили ряд вопросов, касающихся жизни лидера Алаш Орды. Надо отметить тот факт, что перед университетом установлен единственный в Казахстане бюст Алихана Букейхана.

СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ТЮРЬМА

Жизнь Алихана тесно связана с этим городом, как и вся деятельность движения «Алаш». Особенно с местной тюрьмой, здание которой построено в виде буквы Е, в честь царицы Елизаветы. Тюрьма уже не функционирует, но и доступ к ней закрыт. Много лет местные краеведы пытались попасть в здание, но это стало возможным только в последние годы. Кажется, всего один раз. На сегодняшний день это режимный объект, внутрь которого очень трудно попасть. В этой тюрьме якобы покончил с собой Кайрат Рыскулбеков, человек, который стал символом декабрьских событий 1986 г. Кстати, его бюст установлен неподалеку от тюрьмы. Смотришь на его молодое лицо, навсегда запечатленное в камне, и думаешь, что уж лучше бы мы научились ценить своих людей при жизни, а не ставить им памятники после смерти. Нам разрешили осмотреть только двор, между нами и зданием тюрьмы была колючая проволока. Видя все это, невольно понимаешь, что и стены могут говорить, наверное, поэтому это до сих пор закрытый объект. В эту тюрьму в 1911 г. привезли осужденного Миржакыпа Дулата, одного из лидеров движения «Алаш». Арестован он был за распространение стихотворения «Оян, қазақ!». Приговорен к 19 месяцам заключения. Среди первых арестантов ещё в XIX веке был и Федор Достоевский. Здесь же отбывал свое наказание Ахмет Байтурсын и другие видные деятели.

Image 4

МАНИФЕСТ И ГОСДУМА

Мы вернемся к раннему периоду жизни Алихана позже, так как он связан непосредственно с Омском. Описание семипалатинской части экспедиции начнем с того, что в период 1905-1907 гг. Алихан проявил себя настоящим политическим лидером казахского народа.

Начальник Омского жандармского управления в своем секретном донесении начальнику департамента полиции писал, что Алихан являлся «душою всех митингов и петиций и противоправительственных агитаций и (известен) как главный инициатор и руководитель всего религиозно-политического движения киргизов… в степи». (Полн. собр. соч., 1 том.)

В 1905 г. царь Николай ІІ подписал Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка, который должен был остановить смуту в обществе. Это была своего рода попытка преобразовать самодержавную Россию в парламентскую монархию. Политическая обстановка, многочисленные волнения и революционные выступления в стране вынудили царя пойти на этот шаг. Однако Николай оставил за собой право вето и мог в любой момент распустить Думу, к чему он не раз и прибегал. Согласно документу, ни один закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной думы. Манифест предоставил народам колониальной империи свободу слова, совести, собраний и неприкосновенность личности. Это событие, несомненно, взбудоражило казахскую степь. Как писал Букейхан в своих воспоминаниях, манифест был переведен на казахский язык и размножен в количестве 10 000 экземпляров.

Образованные казахи собирались на больших и малых съездах, читали манифест, обсуждали его.

В том же 1905 г. Алихан решил принять участие в предвыборной кампании, и начать он собирался с выпуска газеты на родном языке.

Этому не суждено было случиться, так как за ним уже началась «охота». Примечателен тот факт, что Алихан все время поднимал языковой вопрос, открыто говорил о языковой проблеме. Так, например, в ноябре 1905 года Алихан принял участие в работе съезда земских и городских деятелей России в Москве, где он сказал: «Я являюсь представителем четырехмиллионного киргизского народа, занимающего огромную территорию от Урала до Алтая, от линий Сибирской железной дороги до Омска. Когда я слушал все, что рассказывают здесь поляки, малороссы, латыши и другие, я точно читал старую книгу. У нас тоже преследуется школа с киргизским языком, нас тоже давит цензура… Ближайшей нуждой киргизов является свобода в употреблении родного языка, особенно необходимая ввиду предстоящей выборной агитации, и я присоединяюсь к предложению тех товарищей, которые просили съезд высказаться за немедленную отмену всех ограничений в правах местных языков».

Image 3

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЙ

В начале 1906 г. в Семипалатинске должен был пройти областной съезд, связано это было с предстоящими выборами в Госдуму. Из Омска, где он на тот момент жил, должен был приехать Алихан, но по дороге был арестован царской охраной и заключен в павлодарскую тюрьму. В своих воспоминаниях он писал: «Меня арестовали на пути из Павлодара в Семипалатинск, в поселке Ямышевском, 8-го числа января. …Я неоднократно обращался к прокурорскому надзору с просьбой снять допрос, произвести следствие, отдать меня под суд, предполагая при этом выйти из тюрьмы до суда. Но тюремщики имели совсем другие виды, сажая меня в тюрьму «за здорово живешь».

Алихан осознавал всю незаконность своего ареста, поэтому ходатайствовал к вышестоящим чиновникам. Понимали это и сами чиновники. Прокурор семипалатинского окружного суда Жданович писал, что никакая преступная деятельность в пределах Семипалатинской области не успела проявиться, тем более при задержании никаких брошюр, книг и изданий преступного характера не было обнаружено. Вся его вина была в том, что он был популярен среди населения и стоял во главе национального движения.

Как пишет составитель собрания сочинений Алихана Букейхана Султан-Хан АККУЛЫ, через месяц после ареста Алихана в Семипалатинске был приостановлен выпуск местной газеты «Семипалатинский листок». 5-й номер газеты был изъят после ареста Алихана.

Царская администрация предполагала, что казахский народ вероятней всего изберет своим представителем Алихана Букейхана, поэтому решила избавиться от него следующим образом: «…в виду крайней конспиративности последнего и упорного желания оказать влияние и принять, возможно, активное участие в проведении вопросов в Государственной Думе… дать этому делу направление в административном порядке, с безусловной высылкой Букейханова из пределов Степного края, т. к. …Букейханов представляется безусловно опасным, но умным и ловким агитатором». Понимая всю незаконность его ареста, решено было перевести его в омскую тюрьму и тайно выслать его за пределы казахских земель. Через 15 дней он был освобожден, так как был избран выборщиком от Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области.

А случилось это так.

Земляки Алихана понимали, что власть не отпустит его просто так. Выборы в Государственную Думу были назначены в последнюю очередь, поэтому у местного населения было предостаточно времени, чтобы сговориться и условиться о том, что все они будут голосовать за кандидатуру Алихана. Хотя на тот момент он уже как полгода сидел в тюрьме... Алихан был избран выборщиком, то есть представителем от избирателей, направляемым ими для участия в выборах.

Сырым Бокейханов, племянник Алихана, в своей книге воспоминаний пишет о том, что Алихана отпустили за несколько недель до самих выборов. Сам Лидер движения писал, что когда до выборов оставалось 2 дня, он узнал, что среди избирателей из рода найман Оскемена и Зайсана некий доктор А. проводит агитацию против его кандидатуры и активно выдвигает свою. Тем же вечером Алихан был приглашен в гости к зятю доктора А. Садуакасу Шорманову. Большинство гостей составляли муллы, кажы, старцы, примерно сорок человек. Они интересовались его отношением к религии, сможет ли он защитить интересы казахов в Госдуме. Беседа продлилась до утра, и в конце уважаемый старец Кайнарбай кажы сказал: «Те, кто не проголосуют завтра за Алихана, пусть станут неверующими и лишатся своих жен», и все присутствующие поклялись. Доктор А. в тот же день уехал из Семипалатинска. Алихан набрал 175 голосов из 176.

В тот раз Алихану повезло, и его не смогли отлучить от родной земли, но через 16 лет ему придется покинуть родину навсегда.

Депутатами от казахов были: Бакытжан Каратаев, Ахмет Беремжанов, Салимгерей Джантурин, Алпысбай Калменов, Толепберген Аллабергенов и Алихан Букейхан.

Увы, дни Госдумы первого созыва были сочтены, поэтому только Бакытжан Каратаев успел выступить с докладом о тяжелом положении казахского народа. Сам Алихан добрался до Санкт-Петербурга за несколько дней до ее насильственного роспуска.

ВЫБОРГСКОЕ ВОЗЗВАНИЕ И АРЕСТ

Под предлогом того, что деятельность Думы не успокаивает народные волнения, а является причиной еще больших возмущений, царь принял решение насильственно распустить ее. В результате чего более двухсот членов Госдумы, среди которых были Алихан Букейхан и Салимгерей Джантурин, собрались в Выборге и подписали «Выборгское воззвание». Составители призывали народ к пассивному сопротивлению властям: не платить налоги, не давать новобранцев в армию и т. п. (О самом воззвании речь пойдет в следующих материалах, так как наша экспедиция специально поехала для этого в город Выборг и нашла то здание, где был подписан документ). За такую дерзость подавляющее большинство преданных суду были лишены права переизбираться, вести легальную политическую деятельность. По этой причине Алихану пришлось снять свою кандидатуру с выборов в Госдуму второго созыва. Об этом он написал в своем «Открытом письме киргизам Семипалатинской области». 18 декабря 1907 г. Особое присутствие Санкт-Петербургской судебной палаты приговорило Букейханова по делу о «Выборгском воззвании» к 3 месяцам тюрьмы. Приговор вступил в силу 21 января 1908 г. Следует отметить, что Алихан сам явился к властям и был заключен в семипалатинскую тюрьму. Однако арест был продлен до 8 месяцев.

Image 5

В этом время соратники и друзья пытались организовать побег, но Алихан категорически отказался: «На мой поиск царская администрация непременно направит в степь карательный отряд казаков и пострадает невинный народ, уж лучше я один буду сидеть в тюрьме, чем подвергать опасности все население».

Слух о том, что Алихан находится под арестом, распространился быстро. Друзья и соратники пытались помочь, а один из земляков по имени Оразбай привез свою кобылицу в город и каждый день носил кумыс и индюшатину в тюрьму. Народ любил Алихана, как и Алихан безмерно любил свой народ.

ДОМ СВОБОДЫ

Image 8


Здание областного историко-краеведческого музея в Семее притягивает взгляд. Когда-то это здание принадлежало городскому губернатору. В годы гражданского противостояния здесь находился Дом Свободы, здесь же в 1917 г. выступал Алихан Букейхан. В том же году здесь был проведен съезд казахов, на котором было решено создать автономию.

Самым впечатляющим музеем Семея для меня лично стал дом-музей М. Ауезова. Его еще называют дом Анияра Молдабаева. Это двухэтажное здание принадлежало подопечному Абая Анияру Молдабаеву, которое он приобрел у купца Москвина. История здания такова: когда-то Абай настоял на том, чтобы Анияр поехал в Россию и получил образование. Получив диплом адвоката, Анияр вернулся в родной край. В знак благодарности он приобрел это здание, чтобы Абай с семьей, в случае приезда в Семей, мог здесь останавливаться.

Image 1

А в разное время в доме жил Мухтар Ауэзов, Жусипбек Аймауытов, Мыржакып Дулатов. Дочь Мыржакыпа Гулнар Дулатова писала в своих воспоминаниях, что в 1921 г. жила вместе с ними и семья Букейхана.

Супруга Алихана Елена Севостьянова умерла в Семее. Она заразилась сыпным тифом, и, дабы не заразить других жителей дома, Алихан изолировался вместе с женой на первом этаже.

Семей занимал большое место в жизни Алихана Букейхана, здесь зародилось движение «Алаш», здесь он отбывал наказание, здесь он похоронил свою жену.

После столь насыщенной программы, мы отправились в Омск, о чем пойдет речь в следующей части.

(Продолжение следует)

Айжан ХАМИТ, собкор «АЖ»

(Автор благодарит Казахское географическое общество за приглашение участвовать в данной экспедиции)

10 сентября 2016, 10:28

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz