Атырау, 26 апреля 11:37
 ясноВ Атырау +28
$ 444.22
€ 476.38
₽ 4.82

Трагедия «Баку»: людей нет, судна нет, виноватых нет

6 031 просмотр
Трагедия «Баку»: людей нет, судна нет, виноватых нетНа протяжении уже двух лет родственники экипажа затонувшего теплохода «Баку» добиваются, чтобы судно подняли со дна Каспийского моря. По их мнению, лишь в этом случае удастся выяснить, что произошло с членами экипажа, и привлечь к ответственности виновных. Следствие таковых определило, но уголовное дело приостановлено и будет возобновлено лишь после признания членов экипажа погибшими.
– Мы, семьи пропавшего экипажа «Баку», неоднократно обращались с просьбой поднять теплоход во все инстанции. Тогда можно было бы установить причину затопления судна, наказать виновных, а главное – узнать, что произошло с нашими мужьями и сыновьями, – рассказывает супруга Юрия Миляева Зинаида КИМ (фото).
Экипаж теплохода «Баку» – капитан судна Юрий Жиглинский, механик Юрий Миляев, мотористы-рулевые Владимир Ходин и Валерий Жиглинский – работал в АО «Атырауозенпорты» по индивидуально-трудовым договорам.
«В тот день, 18 сентября 2007 года, они вышли в море на теплоходе “Баку” для выполнения договорных обязательств – доставки понтона в Кашаган и обратно. Несмотря на пасмурную погоду и северо-западный ветер скоростью до 12-16 м/секунду – что на Каспийском море является штормом, диспетчер и руководство отправили экипаж в море, – рассказывает Зинаида Ким. – А на следующий день нам со слов диспетчера стало известно, что вечером 18 сентября морскими установками Аджип ККО с 21.00 по 23.00 были перехвачены сигналы SOS с теплохода “Баку”. Оттуда сообщали, что судно попало в шторм и что вода заполняет машинное отделение. Во время поисков 20 сентября были найдены сам затонувший теплоход и пустая шлюпка неподалёку от судна. Для обследования судна привлекли водолазов из Астрахани, но команду так и не нашли. Организаторы поисков решили не подвергать опасности жизни водолазов, и машинное отделение не было обследовано до конца. В те дни мы, родственники членов пропавшего экипажа, обивали пороги АО “Атырауозенпорты”, требуя выделить вертолет для поиска наших мужчин. Мы надеялись, что им удалось спастись и их могло подобрать проходящее судно. И даже отправили их фотографии в российскую программу “Жди меня”. В казахстанской версии этой передачи о пропавших моряках уже рассказали…
На сегодняшний день поиски полностью прекращены, а руководство ссылается на отсутствие средств на поднятие теплохода. Поисковые работы в дни после крушения проходили только после наших многократных обращений, тогда как судовладелец – АО «Атырау-озенпорты» – занимался лишь скрупулезным подсчетом своих затрат, чем занимается по сей день».
Решением Атырауского городского суда от 20 января 2009 года члены экипажа «Баку» были признаны «безвестно отсутствующими», в связи с чем уголовное дело в отношении сотрудников «Атырауозенпорты» приостановлено и, как объяснил родным следователь, будет возобновлено после признания членов экипажа погибшими. По закону это произойдёт по истечении трех лет. Родственники уверены, что трагедия произошла из-за халатного отношения как руководства, так и диспетчера АО «Атырауозенпорты», которые фактически остались безнаказанными.
А ПРОГНОЗА-ТО НЕ БЫЛО
В отчаянии родственники обратились в администрацию президента РК, откуда письмо было перенаправлено в областной департамент по чрезвычайным ситуациям. Из ЧС в мае этого года пришел официальный ответ, к которому приложена информация об итогах следствия, проведенного областным ДВД. В частности, в документе за подписью тогдашнего начальника ДВД К. СУНТАЕВА говорится: “Следствием установлено, что виновной в произошедшем кораблекрушении является диспетчер АО «Атырауозенпорты», которая, заведомо зная об отсутствии у теплохода «Баку» морского регистра, выписала диспетчерское распоряжение на выход в море, тогда как судно «Баку» является речным судном и без морского регистра не должно выходить в море. А в связи с тем, что судьба членов экипажа неизвестна, 21 ноября 2007 года следственным управлением ДВД области принято решение о приостановлении уголовного дела на основании ст. 50 ч. 1 п. 1 УПК РК”.
В приложенном письме от тогдашнего председателя правления АО “Атырауозенпорты” Анеса БИСЕНОВА (ныне директор ТОО «Курсай-7») дана следующая интерпретация событий: «18.09.07 в 17.00 часов согласно графику состоялась связь с капитаном т/х “Баку”, который сообщил диспетчеру о месте нахождения судна в координатах… и о том, что судно прошло буровые вышки, планирует зайти к вечеру в Урало-Каспийский канал и там переночевать. От этого координата до о. Пешной – 25 км, а до Урало-Каспийского канала – 43 км. Диспетчер сообщил о прогнозе погоды, усилении ветра местами до 12-16 м/с с северо-западного направления и дал распоряжение капитану судна следовать к береговой части на мелководье, а утром после затишья идти на Урало-Каспийский канал. Однако капитан судна, по всей видимости, проигнорировал команду диспетчера и оказался в координатах… данная точка находится от последней точки переговоров на расстоянии 43 км, в северной части впадины Уральская Бороздина» (курсив мой. – Л.С.).
Между тем родные пропавших уверены, что экипаж не поставили в известность об ухудшающихся погодных условиях. Потому что Атырауозенпорты прогнозом погоды на 18 сентября 2007 года попросту не располагал, а озаботился им только после того, как судно затонуло. У родственников на руках копия документа, отправленного Атырауским центром гидрометеорологии в АО “Атырауозенпорты” 19 сентября, т.е. на следующий день после ЧП. В нем в ответ на запрос предприятия метеорологи предоставляют справку о направлении и скорости ветра с 17.00 часов 18.09.07 до 06.00 часов 19.09.07. Следовательно, диспетчер не могла сообщить экипажу прогноз погоды, поскольку сама не была с ним ознакомлена.
По мнению родственников, на совести работодателя и то, что «SOS» с «Баку» не слышали диспетчеры внутренних радиостанций, которые должны дежурить круглосуточно. Но из-за сокращения кадров они в то время работали только днем.
Вызвал негодование у родственников и акт о несчастном случае на производстве по факту крушения теплохода, составленный работодателем 18 мая 2009 года, спустя два года после трагедии, подписанный тогдашним председателем правления «Атырауозенпорты» В. БАЛАШОВЫМ.
– Почему случившееся преподносится как несчастный случай на производстве, если следствие установило, что судовладельцами не были соблюдены необходимые требования безопасности? Почему здесь указано, что причина «несчастного случая» неизвестна, если речное судно 1974 года производства выпустили в море в шторм без полной проверки? – спрашивает супруга механика Миляева.
Эти же вопросы она адресовала в обл-акимат. Ответ был получен от директора областного комитета по контролю и социальной защите населения Т. ЕСТЕБАЕВА, который 28.08.09 сообщил: «В ходе совещания по рассмотрению обращения родственников в аппарат Президента РК, состоявшегося 5 мая этого года, было решено, что Департамент ЧС по Атырауской области должен направить запрос в Министерство ЧС РК о возможности в срок до 30.05.09 решить на республиканском уровне вопрос о поднятии со дна Каспийского моря т/х “Баку”, с привлечением специализированных организаций.
В связи с тем, что теплоход не поднят со дна моря, а суд не определил виновных лиц, допустивших крушение т/х “Баку”, акт о несчастном случае на пострадавших составлен преждевременно, так как не завершено специальное расследование».

«КАК ОНИ МОГЛИ УВОЛИТЬ ЭКИПАЖ В ОКТЯБРЕ 2007-го»?

Между тем владелец т/х «Баку», АО «Атырауозенпорты», как следует из письма начальнику ДЧС по Атырауской области Ж. ДЖУМАШЕВУ, расценивает все обвинения родственников как клевету и приводит посуточный многостраничный отчет о поисковых работах после крушения судна. Общие затраты на организацию поисков предприятие оценивает в 18 004 378, 06 тенге. В отчете приведены затраты на авиауслуги, видеообъявления, водолазные работы, аренду теплохода «Профессор Гербильский», проект подъема т/х «Баку», включая расходы на ГСМ, продукты, аренду пикапа у частных лиц.
В качестве материальной помощи семьям членов экипажа с октября 2007 г. по декабрь 2008 г. выплачено 1 950 000 тенге, а также отпускные за 2006-2007 гг. на общую сумму 400 500 тенге плюс компенсации за неиспользованные отпуска при расторжении трудового договора за 2007-2008 гг.
«Чтобы получить законно заработанные расчетные наших родственников, мы неделями обивали пороги бухгалтерии, а главный бухгалтер АО “Атырауозенпорты” говорила нам, что мы все равно ничего не добьемся и что мы должны сказать спасибо за то, что нами была получена заработанная плата до признания их судом безвестно отсутствующими, – комментирует Зинаида Ким. – Мы также обратили внимание, что в справках о расчете компенсации от 13 апреля 2009 года согласно приказу №14 от 25.03.08 датой увольнения значится 31 октября 2007 года. Как они могли уволить экипаж в октябре 2007-го, если он был признан безвестно отсутствующим в январе 2009-го? И кто всё-таки будет поднимать судно? Тогдашний руководитель Анес Бисенов в беседе с нами предположил, что тела наших родных могут находиться в машинном отделении, которое из-за угрозы жизни водолазов было обследовано поверхностно…».
Кстати, обращались родственники членов экипажа и в страховую компанию, в которой были застрахованы их мужья и сыновья, но там им ответили, что это информация конфиденциального характера и выплата страховой компенсации будет произведена только по истечении трех лет – после признания их умершими.

КТО ПОДНИМЕТ СУДНО?

Вопрос о том, кто будет поднимать судно, остается открытым. По линии ЧС дело заглохло. А в правлении АО «Атырауозенпорты» теперь новый председатель Ербол АЛЬЖАНОВ, сменивший В. Балашова. Он сообщил, что в 2008 году после смены акционеров в АО «Атырауозенпорты» образовалось два предприятия – одно с прежним наименованием, другое – ТОО «Курсай-7». И затонувший теплоход «Баку» на балансе нового акционерного общества не состоит. И предположил, что судно осталось на балансе ТОО «Курсай-7». А.Бисенов оказался крайне занятым человеком. Он отказался от комментариев по телефону, заявив, что работает в другом предприятии. От встречи он отказался, порекомендовав звонить в приемную и узнавать, когда у него найдется время для беседы. Накануне выхода номера я вновь позвонила в приемную – А. Бисенов был в командировке.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
4 ноября 2009, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz