Атырау, 4 мая 16:30
 ясноВ Атырау +11
$ 444.14
€ 477.05
₽ 4.85

Про НПО спроси у таксистов

5 366 просмотров

Для того чтобы НПО имели моральное право требовать прозрачности от государства и финансовых организаций, они и сами должны стать более открытыми, начав с подотчётности перед получателями своих услуг.

Эта тема стала главной на прошедшем в Атырау тренинге для представителей НПО «Применение принципов и механизмов подотчетности НПО перед бенефициарами» в рамках проекта «Продвижение подотчётности НПО в Казахстане». Он был организован Общественным фондом «Сана» при поддержке Фонда Евразия Центральной Азии (ФЕЦА).

Проект был начат в 2012 году, был проведён конкурс и подготовлены 18 тренеров, однако представители нашего региона почему-то не проявили к нему интереса. И всё же ФЕЦА решил не оставлять наш регион без внимания. Тренинг в Атырау проводила представитель Тараза Сара ИМБАРОВА.

По словам исполнительного директора ФЕЦА Ринада ТЕМИРБЕКОВА, существует несколько источников финансирования. Это международные организации – посольства, фонды, которые выделяют гранты. Следующий источник – госзаказ по линии министерств, ведомств и т. д. Третий – корпоративные доноры – особенно развит в Западном Казахстане, где много нефтяных компаний. Есть и ещё один источник, который сегодня слабо используется в Казахстане: самофинансирование.

– Когда НПО говорят о своей независимости, всегда возникает вопрос, а за чей счёт они независимы? Если работаешь по госзаказу – уже не можешь критиковать то ведомство, на которое работаешь; если за счёт бизнеса, то тоже стараешься минимизировать какие-то вещи, связанные с негативным имиджем компании-донора. Получается, что четвёртая ножка табуретки – самофинансирование – самая устойчивая. Согласно закону, НПО могут оказывать различные услуги: образовательные, социальные и т. д. И если мы хотим быть более конкурентоспособными, более устойчивыми, то должны быть более понятны и близки населению, которому оказываем услуги, – говорит Р. Темирбеков.

В 2012 году ФЕЦА проводил опрос среди бизнесменов, в числе других был вопрос о партнёрских взаимоотношениях с НПО. Лишь около четверти опрошенных компаний отметили, что видят в них потенциальных партнёров. Бизнес, работая с НПО, естественно, хочет, чтобы сотрудничество в конечном счёте работало на этот самый бизнес, чтобы увеличивалась его «аудитория». Но что получается на деле? Когда НПО отчитывается о проделанной работе перед донором, то всё отлично. Но если кто-нибудь возьмется провести исследование о том, что знает о неправительственных организациях население, то получится конфуз.

– Когда я был менеджером по бизнес-инкубаторам, у нас был такой тест. Мы останавливали любое такси и просили отвезти в бизнес-инкубатор. В Шымкенте, к примеру, таксисты знали, куда ехать, а это значит, народ туда обращается. В некоторых городах водители не понимали, о чём речь, а значит, наверняка и население ничего о нём не слышало, – говорит Р. Темирбеков.

Участники тренинга получили знания о различных инструментах подотчётности в международной практике, адаптированных для казахстанских НПО.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

26 июня 2014, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz