15 февраля в парке Победы состоялся митинг, посвященный 25-летию вывода советских войск из Афганистана.
В той войне участвовали 536 жителей области. 13 из них погибли, один пропал без вести. Что это была за война? Своими воспоминаниями с нами поделился сержант инженерно-сапёрного батальона 108-й Невельской Краснознамённой мотострелковой дивизии в составе 40-й армии Алишер КУЛОВ (на снимке).
– Мы служили в провинции Баграм. Задача нашей роты заключалась в обезвреживании мин на пути следования колонн с военной техникой и провиантом. Впереди колонны ехал КамАЗ с присоединенным к нему спереди тяжёлым катком с ребристыми колёсами. Эта техника называлась «инженерной машиной разминирования». Следом за машиной шли кинологи с обученными на поиск мин собаками, а также сапёры с миноискателями и щупами.
Когда шли на кишлак, сапёр с миноискателем и вовсе становился во главе дозора, в котором числились помимо него связист и два пулемётчика. Следом в цепочку выстраивалась пехота человек в сто. Шли медленно, след в след… То, что показали в фильме «9-я рота», – чистая правда.
Бывали случаи, когда душманы закапывали мину под землю на глубину полметра – ни один миноискатель не возьмёт. Такая мина срабатывала под колёсами не первого, а идущего в хвосте колонны грузовика. А иногда они закладывали под землю мощный радиоуправляемый фугас. Такая «адская машина» разносила в щепки советские танки и бронетехнику. Обучали моджахедов подрывному делу иностранные специалисты, и поэтому схемы взрывных механизмов с каждым годом становились всё изощрённее. На одной такой мине на моих глазах подорвался кинолог Игорь КУХАРСКИЙ из Минска.
Часто партизаны устраивали засады, а затем скрывались в керизах. Это такие подземные коридоры, которыми были соединены дома в афганских кишлаках, они позволяли моджахедам перемещаться и вылезать на поверхность земли в самых неожиданных местах.
В афганских кишлаках советские солдаты нередко натыкались на мины-«сюрпризы». Их закладывали в предметы, вызывающие у солдат интерес. Как правило, это были дефицитные на родине японские магнитофоны и другая бытовая техника. Мины в них устанавливались небольшой мощности – с целью не убить, а именно покалечить человека.
…Летом 1987-го, когда до дембеля мне оставались считанные месяцы, командиром роты был назначен капитан ЖУК. Имени не помню. У него тоже заканчивался срок службы в Афганистане. Он сказал: для нас это будет последняя армейская операция, пришёл приказ сопровождать артиллерию на новую точку в ложбину Али-Феиль. Операция прошла успешно.
Ещё это лето запомнилось нам приездом журналистов. Просто командованию не понравилось, что в нашей воинской части все Герои Советского Союза были награждены посмертно, и пришла директива найти живого героя. Командиры стали срочно подыскивать кандидатуру. Подошёл мой сослуживец из Экибастуза, сержант Николай КРЕМЕНИШ. Он обезвредил полсотни мин и дюжину фугасов. Я получил медаль «За отвагу». Обмывали мы свои награды долго…
Записал Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
Фото Каната ЕЛЕУОВА