декабря в 00:00
***
Держите свои пенсионные накопления под контролем
Единый накопительный пенсионный фонд по итогам года обязан информировать своих вкладчиков (получателей) о состоянии их пенсионных накоплений. Вместе с тем, согласно пенсионному законодательству, вкладчики обязаны сообщать в ЕНПФ обо всех изменениях, влияющих на выполнение обязательств по информированию. О каких изменениях идет речь?
Согласно действующему законодательству, вкладчики обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и получатели из единого накопительного пенсионного фонда обязаны в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан,сообщать в ЕНПФ обо всех изменениях, влияющих на выполнение обязательств фонда, в течение десяти календарных дней с даты наступления таких изменений (пп.1), п. 4, ст. 39 Закона «О пенсионном обеспечении в РК»).
К таким изменениям относятся:
- изменение электронного адреса, указанного в договоре о пенсионном обеспечении либо в соглашении об изменении/определении способа информирования, в случае если выбран способ информирования о пенсионных накоплениях «по электронной почте (e–mail)»;
- изменение почтового адреса, указанного в договоре о пенсионном обеспечении, в случае если выбран способ информирования о пенсионных накоплениях «по почте».
Об изменении почтового адреса вкладчик может сообщить при личном обращении в офис ЕНПФ или посредством службы почтовой связи, с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, индивидуального идентификационного номера (ИИН), с обязательным приложением копии удостоверения личности. Информацию о смене электронного адреса вкладчик может сообщить только при личном обращении в ЕНПФ.
Может ли вкладчик (получатель) изменить выбранный им ранее способ получения информации о состоянии своего ИПС?
Изменить или выбрать способ информирования, в случае если ранее в договоре о пенсионном обеспечении не был определен способ информирования, вкладчик (получатель) может при личном обращении в офис ЕНПФ. Для этого ему необходимо заключить с ЕНПФ соглашение об изменении/определении способа информирования.
При этом вкладчик может выбрать один из следующих способов информирования о пенсионных накоплениях:
1) электронный – отправка сообщения на электронный адрес (e–mail) вкладчика (получателя);
2) личное обращение вкладчика (получателя) непосредственно в ЕНПФ;
3) личное обращение вкладчика (получателя) посредством услуг интернета с использованием присвоенного логина пользователя и пароля;
4) через центры обслуживания населения.
Какие документы вкладчик (получатель) должен иметь при себе для смены способа информирования?
Для заключения соглашения об изменении/определении способа информирования вкладчику (получателю) необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность, с обязательным указанием в нем ИИН.
Как получить выписку с ИПС через ЦОН?
Вкладчик (получатель) также может получить информацию о состоянии своих пенсионных накоплений, обратившись в центр обслуживания населения (далее – ЦОН) с письменным заявлением. На основании этого заявления ЦОН направляет запрос в ЕНПФ. В свою очередь ЕНПФ направляет в ЦОН информацию о пенсионных накоплениях обратившегося вкладчика. После этого вкладчик (получатель) сможет получить выписку из своего ИПС в ЦОНе.
Вместе с тем следует помнить, что получение выписки из ИПС «через центры обслуживания населения» и получение оборотной ведомости по счетам вкладчика (получателя) через ЦОН являются разными действиями. В первом случае речь идет о получении вкладчиком (получателем) информации о пенсионных накоплениях, включая инвестиционный доход, то есть выписки из ИПС. Во втором случае – о получении вкладчиком (получателем) в ЦОН информации о поступлении и движении средств вкладчиков (получателей) (обороты по транзитным счетам вкладчика), не предусматривающей сведения об инвестиционном доходе. При этом обороты по транзитным счетам вкладчик (получатель) может получить в ЦОН без обращения в Фонд, так как данная информация интегрируется из АИС ГЦВП.
Каким способом информацию о своих пенсионных накоплениях получат вкладчики фондов, пенсионные активы которых уже переданы в ЕНПФ?
После перевода пенсионных активов в ЕНПФ каждый вкладчик сможет получать информацию со своего индивидуального пенсионного счета тем способом, который был им выбран ранее, при заключении договора о пенсионном обеспечении с его прежним фондом.
В случае отсутствия у ЕНПФ сведений о способе передачи информации о состоянии пенсионных накоплений, либо, если передача определена способом «посредством платежной карточки», представление информации о состоянии пенсионных накоплений за истекший год осуществляется при личном обращении вкладчика (получателя) непосредственно в ЕНПФ.
В каких случаях ЕНПФ может не предоставлять вкладчикам информацию о состоянии ИПС?
Ежегодное обязательное информирование вкладчика (получателя) ЕНПФ о состоянии его пенсионных накоплений не осуществляется в случаях:
1) отсутствия денег на ИПС по состоянию на 1 января текущего года;
2) не уведомления вкладчиком (получателем) ЕНПФ об изменении места жительства, установленного в результате возврата в ЕНПФ информации о состоянии пенсионных накоплений за предыдущий год с отметкой «адресат по указанному адресу не проживает».
Каким способом и кто будет предоставлять информацию в рамках ежегодного информирования вкладчиков накопительных пенсионных фондов, чьи активы еще не переданы в ЕНПФ?
До момента перевода пенсионных активов в ЕНПФ информировать вкладчика о его пенсионных накоплениях будет накопительный пенсионный фонд, с которым у вкладчика заключен договор о пенсионном обеспечении способом, определенным в действующем договоре.