Атырау, 2 мая 08:45
 ясноВ Атырау +23
$ 442.05
€ 474.14
₽ 4.74

Новый ГПЗ в Макатском районе: и при чём здесь Франкфурт-на-Майне?

Фото
15 824 просмотра


Новость о строительстве газоперерабатывающего завода жители Атырауской области восприняли негативно – это же будет большая нагрузка на и без того плохую экологию в регионе. Тем более, что информации о проекте было мало. И вот недавно в поселке Доссор представители инвестора встретились с местным населением и общественными экологами. Во встрече принимали участие аким Макатского района Шакир КЕЙКИН, технический руководитель проекта Болат САКТАГАНОВ, специалисты департамента экологии и управления природных ресурсов и регулирования природопользования.

Напомним, что официальные общественные слушания по этому проекту прошли в райцентре Макат год назад, но как-то «тишком» – многие из тех, кто хотел там побывать, о мероприятии просто не знали. И вот теперь у людей появилась возможность задать вопросы.

А вначале с презентацией проекта выступил Болат Сактаганов. По его словам, в Казахстане наблюдается дефицит газа в объеме 5,5 млрд кубометров, и для решения этой проблемы в стране планируется увеличить количество ГПЗ. Установка комплексной переработки газа (завод) будет располагаться в 60 км от города Атырау, в 63 км от поселка Макат и в 25 км от Карабатана. Площадь составляет 80 гектаров. На заводе будут производиться товарный газ, сжиженный газ (пропан и бутан), сера и газовый конденсат. Объемы производства – 815 млн кубометров товарного газа, 119 тысяч тонн сжиженного газа, 212 тысяч тонн серы и 35 тысяч тонн газового конденсата в год. Сырье (сероводородный газ)  будет поставляться с завода «Болашак» по трубопроводу, затем сырье очищается от сероводорода и меркаптана, далее из него производятся пропан, бутан, сера и газовый конденсат.


Житель города Атырау, экоактивист Арман ХАЙРУЛЛИН сразу спросил, где и как будет храниться сера. Сактаганов ответил, что это не станет проблемой, потому что сера – высоколиквидный продукт:

– Например, с завода Кожасай в Актюбинской области (ГПЗ, построенный этим же инвестором – Н. Х.) её забирают сразу. Раньше большая часть поставлялась в Китай, но в связи с закрытием границ сейчас основными покупателями являются россияне. Цена привлекательная – 1000 тенге за тонну. И они даже предложили подписать договор на серу, которая будет производиться в будущем.  

Из презентации: во время строительных работ объем выбросов загрязняющих веществ составит 186 тонн, во время эксплуатации – 194 тонны в год. Годовой объем промышленных отходов составит 1286 тонн – их будет вывозить специализированное предприятие. Санитарная защитная зона установлена в радиусе 1000 метров. Источником производственной воды является водовод Астрахань – Мангышлак. Будет использоваться факельная установка закрытого типа, защищённая корпусом от ветра, тепловой радиации, огня, высота – 40 метров.

 

ПЕРЕСЕЛЯТ ЛИ ЕСКЕНЕ?

Затем пришла очередь присутствующим задавать вопросы. В зале были жители Доссора, Ескене, Маката – в основном пожилые люди, а также экоактивисты из Атырау.

– Вы говорили про Атырау, Макат, Карабатан, а почему не упомянули станцию Ескене, которая совсем рядом с будущим заводом, всего в пяти с половиной километрах? – спросила жительница Ескене Нуржамал ХАСАНОВА.

– Станция в проекте указана, но тут мы остановились на крупных населенных пунктах.

Ещё вопрос от Хасановой:

– Мы чувствуем запах даже от завода «Болашак», который находится значительно дальше. А новый завод будет совсем рядом. Что будет с жителями Ескене? Нас переселят?

– Наши технологии таковы, что никакого вреда для вас не будет, – ответил Болат Сактаганов. – Недавно я побывал на нефтегазохимическом комплексе во Франкфурте-на-Майне. Завод расположен практически в центре города, никаких проблем нет. А в Японии около 40 нефтеперерабатывающих заводов, и нет никакого вреда окружающей среде. Всё дело в технологиях. У нас они самые современные. По расчетам мы соответствуем нормативам СЗЗ в 1 километр. Не могу утверждать, влияют ли на вас негативно другие предприятия – я отвечаю за свое.

Что касается переселения станции – аким района Шакир Кейкин сообщил, что документы жителей 50 домов Ескене были переданы руководству области. Ведутся переговоры с компанией NCOC по финансированию переселения.  

 

«ГДЕ ФРАНКФУРТ, А ГДЕ МЫ»  

Арман Хайруллин:

 Согласно нормам СанПиН 40% территории предприятия подлежит озеленению. В свое время NCOC обещала посадить тут лес, но, как видите, у нас ничего нет. Это как предвыборная кампания: обещанное не выполняется. Как вы будете реализовывать проект озеленения?

– На территории Кожасайского завода мы посадили 4500 деревьев, этой осенью еще 3 тысячи. И приживаемость составила 98%. Мы сделаем, что обещали. Например, мы говорили, что на строительстве завода будут только местные рабочие – выполнили, сейчас там работают 353 человека, – сказал Сактаганов.

Поднялся ещё один житель станции Ескене, он говорил эмоционально:

– Нельзя сравнивать нашу экономику и жизненные условия нашего народа с Японией или странами Европы. Наша зарплата равна одному обеду жителей этих стран. Дальше считайте сами. Вред от вас точно будет. Кроме того, место, где вы хотите построить завод, является пастбищем для нашего скота. На зарплату железнодорожника не проживешь, и жители станции держат дома небольшое поголовье скота. А теперь ему негде будет пастись. Просим нас переселить!

Вопросов было много, местные жители в основном поднимали проблемы воды, загрязнения окружающей среды, социальной поддержки, занятости. Представитель департамент экологии сказала собравшимся, что все эти вопросы и предложения будут переданы совету экспертов по рассмотрению проекта.

 

«ЧТО БУДЕТ СО ВСЕМИ НАМИ?»

Последней выступила руководитель Центра эколого-правовой инициативы «Глобус» Галина ЧЕРНОВА, она скорее не спрашивала, а произнесла маленькую огненную речь:

– Какой ценой мы будем получать этот переработанный газ? Ескене надо переселять срочно, их травят каждые пятницу и субботу. У них печное отопление, дорог нет, медпункта нет. Сейчас экологическую экспертизу проходит предОВОС по Кашагану, компания NCOC будет строить еще 3 завода в этой зоне. Мы вообще выдержим эту техногенную нагрузку? Что будет с территорией? Куда  ставить еще 3 завода? Я молчу про море, его собираются перепахать морскими каналами, проложить трубопроводы. Что будет со всеми нами?

Действительно, каждый инвестор при строительство нового объекта рассчитывает только свои выбросы, но никто не хочет понимать, что есть суммарные объемы – как влияют одновременные выбросы многочисленных крупных предприятий на одной территории? На различных слушаниях академик Муфтах ДИАРОВ поднимал вопрос о кумулятивном воздействии в целом – но компании всегда ссылаются на то, что у них ПДК не превышается.

Под недавним нашим материалом про освоение Кашагана один из читателей оставил комментарий: «Понял две вещи: будет работа – это хорошо, но надо перевозить отсюда семью».

Нургуль ХАЙРУЛЛИНА

25 декабря 2020, 15:39

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz