4 июня в здании городского отдела ЖКХ прошла презентация Центральной диспетчерской службы Атырау. Пока система охватывает общественный транспорт, а в дальнейшем к ней планируется «привязать» спецмашины «АтырауСуАрнасы», «Спецавтобазы» и других городских служб.
«КАК РАЗ СЕГОДНЯ ПРИШЛА ЖАЛОБА»
Внедрение «Системы диспетчеризации пассажирского транспорта», разработанной компанией «KazInterSoft», обсуждалось еще в начале года (см. «Автобусы в режиме онлайн»). В Казахстане система работает с 2003 года - в Астане, Актау, Кокшетау, Костанае, Семее, Талдыкоргане и Уральске. Эта автоматическая программа предназначена для решения ряда проблем, общих для всех регионов: несоблюдение интервала движения, ранний уход транспорта с маршрутов по вечерам, «гонки» водителей и т.д. Она также позволяет при помощи закаченного на смартфон приложения получать информацию об интервале между маршрутками, просматривать наиболее удобные маршруты.
Базовая схема проста: на автобусе устанавливается терминал, который передает информацию онлайн на сервер. Там эти данные автоматически обрабатываются, составляются отчеты для перевозчика и для отраслевых городских служб. И уже на базе собранных сведений система может передавать информацию для горожан на интернет-портал или мобильные приложения. Диспетчеры в центре управления перевозками отслеживают, с какой скоростью двигаются автобусы, не сходят ли они с маршрута и т.д. В случае нарушений они могут звонить и корректировать действия водителей.
- Это наше поле боя, - образно сказал, указывая на большой экран с картой города и движущимися по ней точками-маршрутками, директор «KazInterSoft» Адилбек НУГМАНОВ. - Когда мы стали оснащать маршрутки GPS, выяснилось, что их в Атырау не 250, как мы изначально предполагали, а 280. Сегодня к системе подключено 20 из 30 маршрутов, и ужефиксируются нарушения. К примеру, интервал между двумя «Двойками» на конечной остановке «Вокзал» составил 45 минут, а где-то, наоборот, маршрутки приходили каждые 2-3 минуты.
Работы по установке оборудования завершены, теперь пришло время второго этапа: настройка системы, составление различных отчетов - о скорости движения, интервалах между автобусами, скоростном режиме.
- Как раз сегодня ко мне поступило коллективное заявление от горожан, недовольных тем, что водители автобусов не соблюдают график движения: сначала стоят по 20 минут на остановках, собирая пассажиров, а затем летят по дороге с целью обогнать другие маршрутки, - отметил аким города Атырау Нурлыбек ОЖАЕВ.
К ВОПРОСУ О ЛЬГОТАХ
Начальник городского отдела финансов Мурат АЙТЖАНОВ рассказал о ключевых моментах «интеллектуализации» общественного транспорта в городе. Оснащение автобусов GPS- треками, намеченное на второй квартал текущего года, завершено. В следующем квартале планируется оснастить городские автобусы автоинформаторами и установить информационные табло на узловых остановках.Сама по себе установка GPS автоматически не решит проблему дисциплины на маршрутах, но позволит вести с перевозчиками предметный разговор, подкрепленный объективными данными, и призвать их к порядку. Во-вторых, реальная информация о трафике, возможно, приведет к тому, что будут составлены новые графики движения с учетом пробок в часы пик - этим будут заниматься транспортные специалисты отдела ЖКХ.
Центральная диспетчерская служба пока работает при отделе ЖКХ, но в дальнейшем планируется выделить её в отдельную структуру, возможно в порядке государственно-частного партнерства.
Следующая актуальная задача транспортной сферы – вопрос компенсации перевозчикам за льготных пассажиров. К примеру, в Атырау примерно 47 тысяч школьников. Если предположить, что примерно 60% из них пользуются в учебное время общественным транспортом 2 раза в день (в школу и обратно), то при выделении компенсации согласно Закону РК о транспорте (у нас это 25 тенге за каждую поездку) выходит 307 млн. тенге. Во всем мире сфера общественного транспорта является субсидируемой, в Астане на компенсацию проезда льготников власти выделяют более 1 млрд. тенге в год. Эта сумма распределяется в дальнейшем по специальной формуле, с учетом паспортной вместимости автобусов и пробега по каждому маршруту.
- Как только появится компенсация, у нас появится дополнительный рычаг для воздействия на перевозчиков. Компании, замеченные в нарушениях, будут получать меньше, а сэкономленные средства будутперераспределяться за хорошую работу примерным перевозчикам. Постоянно предъявлять претензии, не обеспечивая свои требования определенными компенсациями, не совсем действенно в наше время, - уверен М. Айтжанов.
- Система, которую недавно предложила городу компания «IBA Group» (см. «В Минске карточная система. Мы тоже хотим»), позволит точно высчитывать количество льготников, пользующих общественным транспортом, - говорит начальник отдела ЖКХ Серикбай КАЗИЕВ И в перспективе городские власти намерены внедрить проект «Электронное билетирование». Однако говорить о сроках пока рано.