Атырау, 23 ноября 14:30
 ясноВ Атырау +2
$ 498.34
€ 519.72
₽ 4.85

Автобусы в режиме онлайн

15 175 просмотров

В городском акимате прошла презентация «Системы диспетчеризации пассажирского транспорта».

БЕЗ ПОПРАВКИ НА «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР»

Жители областного центра стабильно недовольны качеством работы перевозчиков, те, в свою очередь, напирают на то, что поднять это качество невозможно без повышения тарифов. В поисках выхода из этой ситуации делегация г. Атырау недавно побывала в Астане – там система диспетчеризации работает с 2011 года, как и в ряде других городов. Директор компании «KazInterSoft», являющейся разработчиком «Системы диспетчеризации пассажирского транспорта»,  Адилбек НУГМАНОВ (на снимке) рассказал об опыте внедрения «Системы…» в столице, в Актау, Кокшетау, Костанае, Семее, Талдыкоргане, Уральске. Эта автоматическая программа предназначена для решения ряда проблем, которые являются общими для всех регионов: несоблюдение интервала движения автобусов и маршруток, ранний уход транспорта с маршрутов по вечерам, «гонки» водителей, стремящихся отобрать друг у друга пассажиров и т.д. Не говоря уже о том, что у людей в наш век новых технологий до сих пор нет возможности получать информацию о движении общественного транспорта в удобном виде, например, по интернету в своем телефоне.

- Базовая схема несложная. На автобусе устанавливается терминал, который передает информацию онлайн на сервер. Там эти данные автоматически обрабатываются, составляются отчеты для перевозчика и для отраслевых городских служб. И уже на базе собранных сведений система может передавать информацию для горожан на интернет-портал или мобильные приложения, - говорит А. Нугманов. - Через веб-интерфейс этой системы можно узнать, на каком маршруте добраться из одной точки в другую: доехать до рынка, офиса, магазина. Система позволяет автоматически выстраивать маршруты, подсказывает, где находится ближайшая остановка, на какой маршрут нужно сесть, сколько остановок проехать, нужно ли пересаживаться и так далее. По опыту работы могу сказать, что многие, кто раньше не пользовался общественным транспортом, теперь, получая информацию по мобильному телефону, гораздо чаще оставляют свои автомобили и передвигаются на автобусе.

Раньше отчеты для перевозчика или не делались вовсе, или формировались вручную, а значит, имел место человеческий фактор. Теперь же диспетчеры в центре управления перевозками могут контролировать работу водителей и при нарушениях с их стороны звонить и корректировать действия. Адилбек Нугманов также представил собравшимся образцы отчетности по Астане: по нарушениям  скоростного режима, интервала движения и прочее. 

В Атырау, как и в других быстрорастущих городах, есть населенные пункты, которых пока нет на карте. По словам Нугманова, их картограф может дорабатывать карту, включая в неё новые населенные пункты. Отвечая на вопрос журналистов, за чей счет проводится установка программы, он сказал, что в Актау, к примеру, её оплатил городской бюджет, в Астане - частично акимат, частично перевозчики. Стоимость программы зависит от масштаба города, количества маршрутов, автобусов и т.д. 

КАК БЫ НАС ПОДСЧИТАТЬ?

Для апробации системы в Атырау в конце ноября внедрили пилотный проект на маршруте №4. В систему были включены 12 автобусов. Это позволило реально увидеть, как она работает. Специалисты обсудили вопрос, кто будет выступать оператором программы. В других городах есть практика, когда таким оператором вступает независимая компания, так как в противном случае возможны конфликты интересов.

Ещё одна актуальная тема - возможно ли при помощи системы подсчитать количество пассажиров на маршруте. По словам Нугманова, в рамках системы диспетчеризации этот вопрос можно решить несколькими способами с допустимой долей погрешности. Например, установить дополнительное оборудование – датчик пассажирского потока в дверях. Погрешность составляет 10%. В Астане пошли другим путем – установили  фотофиксаторы в салонах. Это оборудование помогает визуально определить процент заполнения автобуса. То есть система расширяемая, и при необходимости позволяет устанавливать новые опции для решения тех или иных задач.

По данным городского отдела ЖКХ, для нормализации ситуации в Атырау необходимо 444 автобуса. Между тем парк местных перевозчиков составляет на сегодня всего 210 автобусов и маршруток. Атырау - город сравнительно небольшой, понятно, что приобретать дорогостоящие автобусы перевозчики не хотят – они просто не отобьют вложенных денег. Дешевые маршрутки тоже покупать невыгодно – они не выдерживают местных погодных условий. В любом случае, если сейчас внедрить новую систему, то она выявит многочисленные нарушения перевозчиков. Но городские власти намерены приобрести и внедрить её, чтобы попытаться, наконец, решить проблемы, связанные с общественным транспортом.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

Фото автора

15 января 2015, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.