
Годичной давности радикальное предложение акима Атырауской области Нурлана НОГАЕВА о введении двухлетнего полного запрета рыболовства в нашей части Каспийского моря столичные чиновники после длительных консультаций и совещаний трансформировали в ограничение лова в предустье. И если это надолго, то пришёл конец беспечной практике вычерпывания рыбы.
МНЕНИЕ УЧЕНЫХ
Напомним, аким направил письмо с этим предложением в Министерство сельского хозяйства (МСХ) РК в феврале 2017 года. Ведомство поручило рассмотреть его своему Комитету лесного хозяйства и животного мира. Работа шла на протяжении года – несколько раз собирались большие совещания с участием субъектов рыболовства Атырауской и Мангистауской областей, ученых КазНИИ рыбного хозяйства, специалистов других организаций, причастных к теме Жайык-Каспийского бассейна.
В этом диалоге ученые и специалисты рыбохозяйственной науки сразу заявили свою, отличную от властей, позицию. Они предложили ввести частичный запрет: не во всей морской части Казахстана, а в предустье.
На одном из обсуждений точку зрения науки высказал руководитель КазНИИРХ Куаныш ИЗБЕКОВ. По его словам, действующая по сей день практика освоения лимитов в прибрежных (предустьевых) районах за счет нерестовой популяции полупроходных рыб ограничивает проход производителям в реки на нерест. Весной в предустье собирается вся половозрелая рыба. То есть, нагулявшись в море, она толпится у входа в реки, чтобы пройти сквозь узкое, заиленное «горло», подняться вверх и отметать потомство, но тут-то ее всеми доступными средствами вылавливают рыбаки всех мастей, лишая нынешнее и будущие поколения морских запасов. Систематическое многолетнее, по сути, варварское рыболовство значительно подкосило естественный ход возобновления популяции.
СЛОВО - АСТАНЕ
Пока на различных уровнях обсуждалось это неординарное предложение Ногаева, мы направили несколько запросов в профильное министерство. Свое мнение высказал вице-министр сельского хозяйства РК Ерлан НЫСАНБАЕВ:
- Представителями научных организаций высказано мнение, что морское рыболовство должно базироваться в глубоководной части моря и ориентироваться на вылов морских видов рыбы (кильки, сельди, кефали и др.). При этом предложено ограничить промысел в предустьевых пространствах рек Урал и Кигач путем расширения действующей зоны круглогодичного запрета в акваторию моря до глубины 2-3 метра. Вместе с тем большинство представителей субъектов рыбного хозяйства высказались против введения полного запрета на лов в Каспийском море.
Атырауской и Мангистауской инспекцией лесного хозяйства и животного мира повторно организованы совещания с привлечением представителей местных акиматов, научных организаций, субъектов рыбного хозяйства и общественных объединений.
- К чему они пришли?
- По итогам общественных обсуждений в Мангистауской области поддержано предложение рыбохозяйственной науки о введении запрета на рыболовство в предустьевом пространстве рек Урал и Кигач, а в Атырауской области 10 субъектов рыбного хозяйства поддерживают предложение запретить морской лов на два года, кроме морских видов рыб (кильки, сельди, кефали и др.). И два субъекта поддерживают предложение полностью запретить морской лов в Каспийском море на два года.
В этой связи руководству ТОО «Казахский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства» поручено совместно с исполнителем комплексных морских исследований представить рекомендации о целесообразности введения запрета изъятия рыбных ресурсов в казахстанской части Каспия.
ПОДАЛЬШЕ В МОРЕ
Если аким Ногаев предложил вообще изгнать с моря рыбаков, то ихтиологи рекомендовали компромисс - отправить их просто подальше от устья, чтобы не мешали ходу рыбы на нерест. То есть запретить промысел в предустьевых пространствах Урала и Кигача в границах от береговой кромки Каспийского моря между Золотым и Яицким рукавами и на расстоянии 50 км вправо и влево от них, и в глубь моря до глубины около 3 метров.
По заданию Комитета лесного хозяйства и животного мира КазНИИРХ подготовил биологическое обоснование по результатам научно-исследовательских работ своего Атырауского филиала, провел его через государственную экологическую экспертизу и убедил куратора. Словом, победила наука.
И вот в апреле текущего года Комитет своим приказом, который ещё не вступил в силу, расширил действие зоны круглогодичного запрета промыслового рыболовства в северо-восточной части Каспийского моря.


Ограничения и запреты по Жайык-Каспийскому бассейну в предустьевом пространстве теперь действуют в пределах границ:
«на западе – по прямой линии от точки 46°44'38.74" северной широты (далее - с.ш.) 52°17'10.89" восточной долготы (далее -в.д.) до точки 46°28'07.6" северной широты 52°16'08.6" восточной долготы; на востоке – по прямой линии от точки 46°55'33.18" северной широты 50°48'53.29" восточной долготы до точки 46°43'40.36" северной широты 50°48'26.55" восточной долготы; на юге – по прямой линии от точки 46°50'37.3" северной широты и далее (с.ш) до точки 51°22'39.2" восточной долготы до точки 46°38'47.7" северной широты и 51°42'27.9" восточной долготы».
Это цитата из приказа, которую поймут только специалисты. В переводе на обывательский язык это значит, что по реке Кигач в предустьевом пространстве никаких ограничений не будет – все работающие там кооперативы по-прежнему будут вести промысел на закрепленных за ними рыбохозяйственных 10 участках.
Основные ограничения коснутся атырауских рыбных кооперативов, ведущих лов в Урале и предустье.
- Теперь субъекты рыбного хозяйства, выйдя на промысел в открытую часть Каспийского моря, обязаны уходить за пределы запретной зоны, - говорит руководитель отдела Атырауской территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Маншук ТЕМЕШЕВА. - То есть на 50 км влево и вправо по береговой линии от устья реки Урал.
Обозначить четкую линию по прямой от устья сложно - никто из специалистов не берется, все ссылаются на необходимость сверяться с указанными в приказе географическими координатами и по так называемым изобатам (изобата - изолиния на географической карте или плане, соединяющая точки одинаковых глубин водоёма). Ясно одно: ловить можно выйдя за указанные координаты, на допустимой глубине около 3 метров. Этой глубины можно достичь уже в нескольких морских милях от устья, но там по прямой уже десятки лет есть так называемая «климкинская зона» или зона покоя, где лов традиционно был запрещен задолго до нового приказа. Ее протяженность очень большая, соответственно, она пересекается с линией территориальных вод (12 морских миль, далее казахстанская линия границы по морю). То есть можно предположить, что лов будет вестись исключительно вдоль изогнутой линии берегов по обе стороны от устья, просто за 50 км от него.
- Документ вступит в силу, предположительно, до начала осенней путины. Как запрет отразится на рыболовецких кооперативах, привыкших осваивать лимиты на Урале и в предустье?
- Тяжело им будет, - говорит Темешева. - Свыше 20 лет они не развивались, по сути, работали как купи-продай: не оснащались, морские суда не покупали, орудия лова не модернизировали… Будет естественный отбор.
- А сколько из 11 кооперативов, получающих лимиты, имеют флот для морского лова?
- Морские суда имеют ПК «Амангельды», ТОО «Сев Каспий Фиш», ТОО «Тлекши», ТОО «Аблайхан»… А те, кто не имеет, начнут вкладываться в собственный флот, этот запрет должен их подстегнуть.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
В Атырау -1