Атырау, 27 апреля 07:05
 ясноВ Атырау +24
$ 443.35
€ 475.54
₽ 4.82

Морской бой атырауского акима

12 487 просмотров


Ввести полный запрет на морской лов на 2 года предложил министерству сельского хозяйства аким Атырауской области Нурлан НОГАЕВ. Не секрет, что рыбная отрасль переживает сегодня если не агонию, то близкое к ней состояние. Поэтому тема сохранения рыбных запасов естественным образом встала перед «новеньким» региональным главой с первых дней акимства.

НА САМОМ ДНЕ

Ногаев назначил ряд традиционных ознакомительных встреч, и на «бір сәлем» к нему вереницей потянулись аксакалы и старейшины края, после общения с которыми аким назначил свое первое экстренное расширенное совещание с участием всех причастных органов. Совещание прошло в довольно откровенном формате и было видно, что аким только усилием воли не хватается за голову прямо в зале.

Ногаев не оставил тему: с определенной регулярностью он проводит встречи и совещания, где пытается вникнуть в особенности местной «рыбной мафии», продолжает начатые в 2013 году при экс-акиме области ИЗМУХАМБЕТОВЕ дноуглубительные работы. На сегодня результатов госэкспертизы дожидается проектно-сметная документация на два важнейших проекта. Если их одобрят, уже в этом году начнутся масштабные работы по расчищению дна ключевых каналов. Общая протяженность Яицкого рыбопропускного канала с правым и левым рукавами 45 км. Дноуглубительные работы запланированы на 23,5 км на канале и почти 17 км в морской части, в предустьевой зоне, где сейчас глубина всего 0,5-0,7 м. Между тем для свободного прохода рыбы в реку глубина здесь должна быть 2,5 м.

Повышение водности и улучшение гидрогеологического режима предусмотрено и на реке Кигаш, которую с морем соединяют Ганюшкинский рыбопропускной и Жаркосинский каналы. Проект охватит около 90 % протяженности обоих каналов. Заглубление так же составит 2,5 метра с нынешних 1-1,5 метра.

А в феврале Ногаев сделал еще один ход конем – направил в министерство сельского хозяйства (МСХ) РК письмо с предложением приостановить морской лов на Каспии на 2 года. 


МНЕНИЕ МСХ

Мы получили комментарии МСХ РК по этому предложению.     

– Возможно ли потенциально введение полного запрета на морской лов в казахстанской части Каспия в настоящее время (начиная с 2018 года)?

– В соответствии с Законом РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» запрет на лов рыбы вводится на основании биологического обоснования, прошедшего государственную экологической экспертизу. В этой связи вопрос целесообразности введения запрета изъятия рыбных ресурсов в казахстанской части Каспийского моря будет рассмотрен в текущем году в рамках проведения научных исследований.

– Согласования с какими органами и институтами это требует?

– В случае предоставления научных рекомендаций по введению запрета, получивших положительную государственную экологическую экспертизу министерства экологии РК, разрабатывается проект соответствующего приказа Комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ РК, который согласно установленным законодательством требованиям будет направлен в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства и Национальную палату предпринимателей РК для согласования и получения экспертного заключения.

– Подразумевает ли введение такого запрета переговоры со странами, с которыми Казахстан имеет общие морские границы?

– Введение запрета на морской лов в казахстанской части Каспийского моря не требует согласования с прикаспийскими государствами.

– На какой стадии рассмотрения министерством находится письмо Нурлана Ногаева?

– 17 апреля 2017 года МСХ проведено селекторное совещание в режиме онлайн, по обсуждению предложения акимата Атырауской области, касательно введения запрета на морской лов рыбы в Каспийском море, в котором приняли участие представители территориальных подразделений Комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ РК, акиматов Атырауской и Мангистауской областей, рыбохозяйственной науки, ОЮЛ «Казахрыбхоз», а также субъекты рыбного хозяйства Атырауской и Мангистауской областей. По итогам совещания было принято решение, что ТОО «КазНИИРХ», совместно с исполнителем комплексных морских исследований по оценке состояния биологических ресурсов казахстанской части Каспийского моря, проведет изучение данного предложения в рамках биологического обоснования, по результатам которого подготовит рекомендации. Кроме того, Атырауской и Мангистауской областной инспекциями лесного хозяйства и животного мира проведено повторное совещание с представителями местных исполнительных органов, общественных объединений и научных организаций, субъектов в области рыбного хозяйства, где большинство присутствующих поддержало введение временного запрета или ограничения на морской лов рыбы в Каспийском море.

В настоящее время готовится письмо на имя акима Атырауской области по данному вопросу. Необходимо отметить, что уполномоченный орган поддерживает любую инициативу, направленную на сохранение рыбных ресурсов и других водных животных.

– В течение какого срока министерство в обычной практике принимает решения по аналогичным предложениям?

– Учитывая специфичность каждого отдельного факта введения ограничений или запретов на пользование животным миром, а также предварительную процедуру подготовки биологического обоснования, получения положительной государственной экологической экспертизы, процесс принятия решения о введении запрета на изъятие рыбных ресурсов может занимать от 3 до 9 месяцев.

Как видно из формальных ответов, в министерстве пока не определились с оценкой предложения Ногаева, и пока невозможно понять – там склонны к «да» или к «нет». У них есть время до конца года и они явно пользуются этой возможностью.


МНЕНИЕ УЧЁНЫХ

Свое мнение на упомянутом в ответе министерства апрельском селекторном совещании в Комитете лесного хозяйства и животного мира высказали ученые. Они имеют иной взгляд на решение проблем возобновляемости рыбной популяции - тоже за запрет, но за частичный и при условии четкого разграничения его действия.

Как заявил на селекторном совещании руководитель «КазНИИ рыбного хозяйства» Куаныш ИЗБЕКОВ, организация лова рыбы в прибрежных (предустьевых) районах за счет нерестовой популяции полупроходных рыб ограничивает проход производителям рыб в реки на нерест, что приведет к «катастрофическому подрыву численности практически всех промысловых видов рыб Жайык-Каспийского бассейна». Рыбоводы считают, что это происходит из-за отсутствия четкого понятия морского рыболовства, что вызывает «двукратный промысловый пресс на уязвимую нерестовую популяцию рыб, за счет возможности освоения объемов «речного» и «морского» лимитов в предустьевых районах».

Для полупроходных видов рыб должен оставаться приоритетным промысел в реках Жайык и Кигаш, так как соблюдается оптимальный режим рыболовства с «дневками» (дни, свободные от промысла) для возможности обеспечения прохода производителей на нерестилища в должном количестве. Морское рыболовство должно базироваться в первую очередь на вылове специфических морских видов рыб: кильки, сельди, кефали и др.

КазНИИРХ предлагает запретить промысел рыбы в предустьевых пространствах рек Жайык и Кигаш в границах от береговой кромки Каспийского моря между Золотым и Яицким рукавами и на расстоянии 50 км вправо и влево от них, и в глубь моря до глубины 2-3 метров. От устья по прямой это будет около 15-20 километров. То есть ихтиологи предлагают создать запретную зону в предустье в форме веера, боковины которого по береговой кромке от устья будут равны 50, сужаясь к центру «веера» до 20 км.

Дело в том, что у берега в предустье собирается вся половозрелая рыба, которая пришла на нерест. И вот сейчас рыболовецкие хозяйства ее там и вылавливают, называя это по сути варварство «морским ловом». В реку на нерест таким образом довольно большая часть рыбы войти не имеет возможности, потому что устье не только шумит как базар, а забито лодками и сетями. Рыбаки и специалисты говорят, чтобы рыба есть, и ее немало, но ей просто не позволяют подняться вверх по реке и отметать потомство. О каком возобновлении популяции может идти речь в таких условиях?

Если ограничить лов именно предустьем, всем контролирующим органам будет проще его контролировать – участок будет иметь четкие границы (координаты) и там легче будет обеспечить порядок и тишину.  И рыба свободно будет заходить на нерест уже по обоим каналам – Золотому (судоходному) и Яицкому (находится под охраной резервата «Ак-Жайык») рукавам. 

Это предложение КазНИИРХ будет защищать в ноябре снова перед Комитетом. Но прежде необходимо подготовить соответствующее биологическое обоснование по результатам научно-исследовательских работ Атырауского филиала КазНИИРХ, провести государственную экологическую экспертизу биообоснования.


МНЕНИЕ НЕЗАВИСИМЫХ

За частичный запрет выступает и ряд независимых ихтиологов.

– Я бы в предустье четко ограничила площадь радиусом 50 км по берегам и глубину разрешенного лова не менее 2 метров, – говорит специалист со стажем Маншук ТЕМЕШЕВА. – Рыбы на самом деле достаточно, вы знаете, есть такие участки у нас, где люди по рыбе аж ходят – она туда убежала от нас, от шума, суеты и нагуливается, просто мало кому эти места известны. Браконьеров нужно разгонять, это верно. Если установить точные координаты, разрешающие промысловое рыболовство, не все из них смогут выйти в море за 50 км, определенная часть уже отсечется. Сейчас ведь каждый хоть в тазике может выйти вот сюда, в устье, и наловить.

– Что даст запрет лова в предустье?

– Если рыбаков отправить подальше в море – в предустье, то, наконец, шум снизится, покой будет, ничто не будет мешать рыбе проходить на нерест. Рыбаки не смогут каждый день плыть на 50 км в море, бензина не хватит так беспорядочно двигаться. Во-вторых, это решение поможет пользователям, которые останутся, будут уже действительно вкладываться в бизнес: покупать морские суда, оборудование – не речные, а специальные морские вентери, тралы, распорные неводы. Перевозить рыбу не в мешках – как 70 лет назад, а приобретать предназначенное для этого оборудование и лед, то есть развивать отрасль, а не только сиюминутно обогащаться, как это сейчас происходит.

– В Ганюшкино такие же рыбаки имеют рыбохозяйственные легальные участки в устье, а на Дамбе и в Жанбае их гоняют. Одобри МСХ предложение о полном запрете на морской лов – ганюшкинские рыболовецкие хозяйства останутся без работы?

– Нет, за ними закреплены участки, и они совершенно официально выходят на лов не только в реке, но и в предустье, таких участков там 24. Почему бы этот опыт не распространить и на другие рыболовецкие хозяйства?  


МНЕНИЕ «АНОНИМА»

Еще один опытный ихтиолог поддерживает идею о введении запрета только в предустье, но – анонимно: «мне еще здесь работать».

– Если закроем морской лов, то смех вызовем – Каспий водоем ведь не закрытый. Представьте, мы на ежегодном заседании пяти прикаспийских государств добровольно откажемся от своей доли, ее тут же подберут другие, заберут наш лимит. И то же количество рыбы, только в своей части, выловят. Ничего не изменится – Каспий общий, и на его запасах наш благородный жест никак не отразится. Намерения акима понятны, он новый человек здесь, пришел – увидел – в ужас пришел: заповедная зона, а лодок полно. И первое желание – полностью запретить, установить видимый порядок, не видеть весь этот беспредел. Но «нет рыбаков – нет проблемы» это неверно. Нужно защищать рыбу, но не так. Защищать нужно именно устьевую часть! Почему там много рыбы? Потому что там соленая морская вода и пресная речная вода смешиваются, там особая кормовая база. Достаточно сравнить на вкус рыбу, выросшую в предустье, и в Махамбете например. Вкус – разный, потому что кормовая база другая, уникальная. Там и рыба покрупнее, чем выше по реке. Вот это место мы должны спасти.

Полный запрет больно ударит по рыбакам – они всю жизнь этим занимаются, их деды, их отцы добывали пропитание так, они ничего больше не умеют! Они молодые, у них нет образования, денег на диплом тоже нет, но уже есть семьи и по 2-3 детей и есть только этот навык – рыбачить. Они пережидают долгую зиму и обещают своим детишкам: вот придет весна, я куплю тебе и то, и это, потерпи. Это часть культуры и местных традиций. Запретить им лов – они не смогут прокормить семьи, их сейчас пристраивают в подрядные организации на вахтовую работу, у вас в газете писали платить собираются 100-120 тысяч за вахту, в итоге это 50-60 тысяч в месяц. На это можно прожить? Значит они все равно будут рыбачить, ночами. Мы не сможем их остановить, крышевание будет. На Дамбе, которая под боком у рыбоохраны, полиции и пограничников, вся браконьерская жизнь ночью начинается, а уж Жанбай и вовсе не победить.

Во-вторых, хорошо, введём запрет, в конце концов у нас есть река и останется речной лов. А Мангистау за что страдать?! Я просто знаю ребят в Мангистау, там свыше 20 природопользователей, они там вскладчину что-то покупали, флот формировали, субсидии брали, а им каково? Кредиты-то надо им выплачивать. Потом в море ведь не только осетровые, там кефаль, селедка, килька, если лов остановить – будет дисбаланс. Надо понять, никогда мы не можем уничтожить запасы, природа сама регулирует, сама восстанавливается. В годы войны по-черному ловили, и никогда реально лов не останавливался. Вы помните, чтобы Гурьевский рыбоконсервный когда-нибудь стоял? Наоборот, то, что мы имеем сегодня – это последствия безбожного лова в советское время. При этом именно ветераны рыбной промышленности преподнесли Ногаеву идею о введении запрета. Они забыли, какой хищнический перелов шел при них вплоть до 90-х, когда завод не успевал перерабатывать улов и отправлял рыбу в соседнюю Астрахань или еще хуже – на рыбную муку. Местные помнят этот жуткий запах «побед» по перевыполнению планов партии. Вот где настоящий подрыв отрасли был.

Итак, что предлагают те, кто не поддерживает заманчивую идею полного запрета морского лова? Навести порядок в устьевом пространстве, закрыть в эту зону доступ любым судам, вывести морской промысел в глубоководную часть Каспия, стимулируя таким образом промысел специализированными организациями, имеющими полноценный морской рыбодобывающий флот и специальные морские орудия лова.

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

26 мая 2017, 15:03

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz