Коллаж Саши ДЕНИСОВА.Мы не раз писали о невероятно благосклонном отношении консорциума к иностранным подрядчикам на Кашаганском проекте, которые, несмотря на серьезные промахи в работе, вновь и вновь выигрывают тендеры.
НЕПРИЯТНАЯ ИСТОРИЯ С ТРУБАМИ
Примеров такой снисходительности к отдельным подрядчикам немало. Взять, например, итальянскую нефтесервисную компанию «Сайпем», которой повторно в качестве генерального подрядчика присужден контракт на строительство морской части новых трубопроводов с острова D до завода Болашак. Напомним, первые трубопроводы, которые укладывала та же Сайпем со своей дочерней компанией «Ерсай» («Ерсай Каспиан Контрактор»), вышли из строя сразу после начала добычи в 2013 году, тем самым запуск Кашаганского проекта был отложен как минимум до 2016 года.
Или можно вспомнить историю с итальянской компанией «Бонатти С.п.А», разлившей несколько лет назад на территории завода «Болашак» большое количество дизельного топлива. К работе по ликвидации загрязнения подключились специальные службы NCOC, но предпринимаемые усилия пока не приносят успеха. Однако, несмотря на это, «Бонатти» вновь выигрывает тендер на замену промысловых трубопроводов в сухопутной части (сумма контракта более $200 млн).
Однако речь в нашей публикации пойдет совсем о другой компании – небольшом филиале иностранной фирмы «БМТ АРГОСС Би.Ви. в г. Атырау, РК». Впрочем, именно на данном примере наглядно видно, каким образом на крупных проектах немалые деньги текут мимо государственной казны.
Вышеназванная компания представляла услуги по прогнозу погоды, уровню воды и общие гидрометеорологические услуги для компании «Аджип ККО», ныне NCOC N.V. Поскольку рассматриваемые ниже события происходили в 2008-2014 гг. – до слияния фирм на Кашаганском проекте в единую компанию («На Северо-Каспийском проекте будет одна объединённая компания») – в материалах проверок контролирующих органов фигурирует название Аджип ККО.
Итак, БМТ АРГОСС Би.Ви. в период с 2008 по 2015 гг. заключила с Аджип ККО несколько контрактов в Атырау: на передачу отдаленных данных и снимков, предоставление услуг по прогнозу погоды, уровню воды и общие гидрометеорологические услуги.
МИМО КАЗНЫ
По нашим сведениям, компания БМТ АРГОСС Би.Ви. все эти годы активно привлекала для работы из-за рубежа иностранных технических специалистов. Однако все они приезжали в Атырау по деловой визе под предлогом предоставления деловых консультаций, и только по прошествии нескольких месяцев на них оформлялись или вообще не оформлялись рабочие разрешения. При этом все они работали в Атырау, получая зарплату из головного офиса БМТ АРГОСС Би.Ви. Выходит, не напрасно в последнее время казахстанские «сервисники», которым достаются лишь крошки от кашаганского пирога, поднимали вопрос о том, что иностранные подрядчики на Кашаганском и Тенгизском проектах могут преспокойно выплачивать зарплату иностранным сотрудникам через головной офис или рекрутинговые агентства, и это никоим образом не отражается в отчетности.
Несмотря на то, что эти факты были озвучены на недавних парламентских слушаниях, пока от государства никакой реакции не последовало. Между тем от подобных действий иностранных компаний бюджет страны несет серьезный ущерб в виде недополученных обязательных налогов и выплат.
БРИГАДА НЕВИДИМОК
Редакции долго пришлось дожидаться ответов на соответствующие запросы, направленные в департамент государственных доходов и управление государственной инспекции труда. Но мы дождались. Внеплановой проверкой, проведенной управлением государственной инспекции труда с 6 мая по 9 июня 2015 года, установлено, что филиал БМТ АРГОСС Би.Ви. неоднократно привлекал к работе технических специалистов из-за рубежа без получения рабочего разрешения и рабочих виз.
На иностранных работников по прибытии в Атырау сначала оформлялись деловые визы (без права на постоянную работу). При этом иностранные специалисты находились в атырауском офисе БМТ АРГОСС Би.Ви. и работали на постоянной основе, что подтверждается табелями учета рабочего времени с описанием вида проделанных работ на английском языке.
Таким образом пребывали в стране иностранные специалисты Крейг Грей ДЭВИД, Марк Ван Дер ПУТТЕ, Джон ЛЕНДЛЕЙ (порт Баутино), Шон Мак ДЕРМОНТ (порт Баутино), Роберт КОЕНДЕРС, Николас ФИЛП, Кой Гавин ПОЛ. Причём рабочие разрешения имелись лишь у двух экспатов из этого списка. При этом, например, Крейг Грей Дэвид работал в Атырау с февраля 2013 года, а рабочее разрешение на него получено лишь 23 апреля 2013 года, рабочая виза – 29 мая 2013 года. Остальные из списка вообще работали незаконно.
ХОЧУ ЗАРПЛАТУ КАК У ЭКСПАТА
Как следует из материалов проверки, компания не представила сотрудникам инспекции труда ни штатного расписания, ни каких-либо других документов, указывающих на штатную численность и заработную плату работников в 2011-2012 гг.
Между тем изучение штатного расписания БМТ АРГОСС Би.Ви. выявило большую разницу в оплате труда между иностранными и казахстанскими работниками. К примеру, месячная зарплата экспатов на должности «главный технический специалист» составляла в среднем 1,2 млн тенге в 2013 году, 1,6 млн тенге в 2014 году и 1,4 млн тенге – в 2015-м, а средняя зарплата казахстанского инженера на аналогичных позициях – 400 тысяч тенге.
Ещё больше оплачивался труд инженера, оценивавшего ледовую обстановку на Каспии: месячная зарплата Николаса Филпа в 2014-2015 гг. составляла 5,5 млн тенге. Впрочем, возможно, в нашей стране действительно нет специалистов подобного профиля.
Громадную разницу в оплате труда в инспекции связывают с отсутствием в БМТ АРГОСС Би.Ви. тарифной сетки (схемы должностных окладов). По мнению инспекции, таким образом была нарушена ч. 1 ст. 126 Трудового кодекса РК.
«ВСЁ СОГЛАСНО КОНТРАКТУ»
Как утверждают наши источники, БМТ АРГОСС Би.Ви. выполняла для Аджип ККО на Кашаганском проекте два контракта с 2008 по сегодняшний день. По первому контракту, заключенному на период 2008-2013 гг., расчеты между Аджипом ККО и компанией «БМТ АРГОСС Би.Ви.» полностью велись через головной офис последней в Нидерландах. Хотя БМТ АРГОСС Би.Ви. в 2011 году уже открыла свой официальный филиал в г. Атырау. Между тем, по нашим данным, в своих тендерных процедурах Аджип ККО требует от иностранных компаний в случае заключения контракта открыть филиал в Казахстане в течение шести месяцев.
Подобным же образом, по сведениям наших источников, не декларировалась часть доходов от второго контракта (01.09.2010-31.08.2015).
По данному вопросу ещё в конце марта в департаменте государственных доходов по Атырауской области Комитета госдоходов министерства финансов РК сообщили, что департамент по фактам нарушения налогового законодательства направил филиалу БМТ АРГОСС Би.Ви. уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.
«Согласно пункту 2 статьи 587 Налогового кодекса исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение 30 дней со дня, следующего за днем его вручения (получения)», – сообщали нам в департаменте государственных доходов, пообещав предоставить результаты камерального контроля дополнительно.
На стадии подготовки этой публикации в департаменте сообщили, что в компании с указанными в уведомлении нарушениями не согласились, представив свои доводы. Инофирма утверждает, что расчеты через головной офис велись согласно условиям контракта. В связи с этим департамент госдоходов по Атырауской области попросил Комитет госдоходов министерства финансов РК направить запрос в компетентные органы страны резидентства БМТ АРГОСС Би.Ви.
Пока казахстанские контролирующие органы выясняют нюансы деятельности компании, по нашим данным, БМТ АРГОСС Би.Ви. рассчитывает получить от NCOC ещё один крупный контракт.
Узнать мнение руководства самой компании по вскрывшимся в ходе проверок фактам не удалось: в офисе БМТ АРГОСС Би.Ви. сообщили, что директор филиала Жан Поль ЛИНДЕБУМ, которого накануне вызывали в прокуратуру, сегодня утром, 16 июня, вылетел в Нидерланды, а региональный менеджер Светлана САПАРОВА находится в отгуле.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА