В Атырау прошла конференция «Экология и промышленная безопасность в топливно-энергетическом комплексе. Разливы нефти на море и на суше» с участием представителей государственных органов и частных компаний прикаспийских государств.
Инициатором стала британская компания «Confidence Capital», позиционирующая себя как организатор подобных мероприятий по основным направлениям нефтегазового бизнеса в странах СНГ. Хотя, как мне пояснили в кулуарах, на таких мероприятиях британцы также и продвигают продукцию компаний-спонсоров. Так, к примеру, былов 2013 году в Алматы (см. «Кашаган: к разливам не готовы»), так было и на этот раз в Атырау - несколько сессий было посвящено оборудованию для сбора нефтяных разливов.
Тем не менее, формат подобных конференций предполагает участие нефтяников и экологов, выступления которых часто бывают весьма информативны.
К сожалению, на конференцию не приехал заявленный зам. главного государственного экологического инспектора РК Талгат ТОРЕБЕКОВ, а в списках приглашенных спикеров не значились представителиКомитета лесного хозяйства и животного мира, выдающего разрешительные документы на работы в северо-восточной части Каспия.
ТРЕВОГИ СОСЕДА
Небезынтересным был доклад заместителя начальника управления природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Мангистауской области Орынбасара ТОКЖАНОВА , обозначившего основные факторы дестабилизации экосистемы Каспия.
Природные: геодинамическая нестабильность, грязевый вулканизм Среднего и Южного Каспия, колебание уровня моря. А в недалеком будущем возможна еще одна проблема, связанная с повышением сейсмичности этого региона. Докладчик продемонстрировал на карте Северного Каспия четыре разлома.
Техногенные: загрязнение от промышленных стоков по рекам, загрязнение от затопленных скважин, современные техногенные загрязнения, вызванные разработкой нефтяных месторождений в Каспийском регионе и увеличением числа и суммарной мощности плавсредств: более 2000 казахстанских судов, из которых 300 – крупнотоннажные.
- Эти суда ежедневно огромными винтами «будоражат» придонное пространство, уничтожая донные и придонные организмы. И в ближайшие годы флот будет только увеличиваться, - не скрывал тревоги Токжанов.
По его словам,по роковому стечению обстоятельств в казахстанской части Каспия практически все разрабатываемые месторождения располагаются как раз на участках обитания биоресурсов.
Биологические: вселение инородных видов организмов из других морей.
Браконьерство: запасы осетровых на грани исчезновения, почти полностью выловлено маточное стадо, популяция сохраняется практически за счет искусственного воспроизводства.
Поскольку представителей Минсельхоза и Минэнергетикина конференции не было, Токжанов обратился к начальнику Атырауского департамента экологии Ерболу КУАНОВУ с репликой: «Ербол, передай!» и попросил организаторов конференции занести в протокол следующие рекомендации: провести работу по экологическому зонированию в северной части моря с определением допустимой техногенной нагрузки для каждой зоны; утвердить коридоры строительства трубопроводов и трасс для судов; разработать методику оценки экологического ущерба в ходе хозяйственной деятельности и в случае возникновения ЧС; решить вопрос о создании базы реагирования на разливы нефти в мангистауском секторе моря.
Кроме того, он предложил природопользователям, осваивающим морские месторождения, устанавливать вокруг них искусственные рифы. По его словам, буквально за год искусственные рифы зарастают толщей из водорослей, на которой заселяются многочисленные представители морской фауны.
К ЧЁРТУ ФОРМАЛЬНОСТИ!
С докладом о многоуровневой подготовке и реагировании при разливах нефти выступил директор по вопросам экологии и безопасности труда «Oil Spill Response Limited» (OSRL) Деклан ДРИСКОЛ. Напомним, OSRL некогда была основано ведущими нефтяными корпорациями Exxon Mobil, Chevron, ConocoPhilips и др. NCOC как оператор Северо-каспийского проекта также является ассоциированным членом OSRL.
Присутствующих интересовала способность компании нейтрализовать сернистые соединения, в большом количестве содержащиеся в кашаганской нефти. По словам Дрискола, более внимательно к химическому составу нефти OSRL стала относиться после разливов в Пакистане и Индии:
- Мы приглашали промышленных химиков из «Бритиш петролеум» при работе над протоколами по ликвидации разливов с содержанием ядовитых веществ и использованием диспергентов. Нам было важно понять сам процесс.
Особо интересовал всех вопрос, как быстро спасательная экспедиция OSRL прибудет в Атырау в случае, не дай бог, масштабного разлива на Каспии. По словам директора Жайык-Каспийского Орхусского центра Шынар ИЗТЛЕУОВОЙ, на недавней конференции ОБСЕ по нефтяным разливам представители NCOC заявили, что на оформление таможенных и пограничных разрешений уходит неделя.
- Наши сотрудники дежурят постоянно, и в случае аварии готовы вылететь на место в течение 1-3 часов. Как показывает практика, в случае серьезной аварии разрешительные процедуры для вылетевших с наших баз специалистов и прибывающего оборудования проделываются гораздо быстрее обычного, - заявил Д. Дрискол. - Единственный случай, когда у нас возникли трудности с въездом в страну, был в Индии, но там всё было не так фатально. Но, на наш взгляд, все эти процедуры нужно распланировать заблаговременно, в Национальном плане реагирования на нефтяные разливы.
Сидевший неподалеку от меня один из бывших руководителей NCOC, ныне сотрудник АО НК «КазМунайГаз» заметил, что в случае серьёзной аварии у министра по ЧС есть право отдать прямое указание на въезд зарубежных спасателей.
WE TRUST IN NCOC
Дискуссия развернулась после выступления профессора Атырауского института нефти и газа Акимгали КЕНЖЕГАЛИЕВА о загрязнении донных отложений сераорганическими соединениями в районе острова «D». По его словам, содержание сероводорода в нефти здесь достигает 22%.
Ввиду разработки северо-каспийских месторождений и воздействия Тенгиза море стало «закисляться».
- Выбросы, в том числе с Тенгизского месторождения, относит на Каспий, где они пропитываются влагой, оседают на дно и скапливаются там, - сказал Кенжегалиев.
По его словам, в преддверии добычи на Кашагане АИНГ совместно с российским МГУ провел научно-исследовательские работы - из-за недостаточности финансирования пока только в районе острова D. Было установлено 5 наблюдательных станций и сделано 9 проб донных отложений, анализ которых производился аккредитованными лабораториями в Атырау и Москве. Пробы, взятые в 2012, 2013 и 2014 годах, показали содержание элементарной серы в донных отложениях, а также наличие в них других сераорганических соединений и свыше 30-ти различных химических веществ.
Но штука в том, что определить, превышает ли обнаруженное в донных отложениях количество серы и сераорганических соединений предельно-допустимые концентрации (ПДК) невозможно. Поскольку таких ПДК не существует!
На мой вопрос, будут ли приведённые им данные являться фоновыми, то есть браться за основу для сравнительного анализа после промышленного запуска кашаганского месторождения, Кенжегалиев ответил утвердительно. В этом месте Токжанов взял микрофон и сказал то, о чём не сказал Кенжегалиев. А именно то, что в казахстанском секторе Каспийского моря нет научно-исследовательского института, ведущего экологические исследования, и, в частности, отсутствует методика подсчета нанесенного ущерба в случае аварии.
- Получается, что в настоящее время данные, предоставляемые NCOC, просто не с чем сравнивать? - переспросила я у Кенжегалиева.
- Получается, да… - немного замявшись, ответил профессор.
Зам. генерального директора информационно-аналитического центра охраны окружающей среды РК Людмила ШАБАНОВА посвятила доклад необходимости всестороннего, в том числе спутникового мониторинга в местах разработки нефтяных месторождений на суше, в районах буровых платформ, искусственных островов, защитных сооружений. Данные должны регулярно передаваться в региональный центр мониторинга в Атырау и центральный в Астане. Только в этом случае природопользователи не смогут скрыть от госорганов никакую внештатную ситуацию.
С докладами также выступили местные общественники - директор центра эколого-правовой экспертизы Галина ЧЕРНОВА, председатель НПО «Каспий Табигаты» Махамбет ХАКИМОВ и другие. На конференции было озвучено «Обращение атырауской общественности» к Нурсултану НАЗАРБАЕВУ.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото Каната ЕЛЕУОВА
ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕЗИДЕНТУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Уважаемый Нурсултан Абишевич!
В связи с дальнейшим развитием города Атырау, строительством новых промышленных и инфраструктурных объектов в регионе, особую актуальность для населения представляют вопросы охраны окружающей среды, взаимоотношения и уровень доверия к местной власти.
Представители профильного министерства признают тот факт, что в Казахстане еще не обеспечен единый централизованный учет нефти. В этой обстановке, когда местным органам власти «не рекомендовано» вмешиваться во внутренние дела компаний, в результате незаконного оборота нефти, нефтяных отходов и их утилизации/сжигания осуществляются выбросы в атмосферу неучтенных объемов вредных веществ. Источники и виновные таких выбросов, как правило, не устанавливаются и к ответственности не привлекаются. Учитывая изложенное и другие факторы, влияющие на общую экологическую ситуацию в регионе, просим Вас:
1.Рассмотреть возможность перераспределения функций по контролю над оборотом нефти и нефтепродуктов в регионе в пользу акимата Атырауской области и обязать руководство области:
-Совместно с представителями общественных организаций определить объекты и потенциальные источники выбросов. Обеспечить постоянный дистанционный мониторинг работы таких объектов с установкой соответствующих датчиков и с правом принимать меры необходимого воздействия;
-Определить экологическую зону радиусом30 км от города Атырау, свободную от ЖД подвижного состава, который не ожидает погрузки/выгрузки в ближайшие 24 часа;
-Запретить хранение и перевозку технической серы способами, которые не предотвращают её распыление;
-Запретить использование на территории области устаревших технологий извлечения и утилизации нефтяных отходов, в дальнейшем применять только новые безотходные технологии;
2.Просим Вас также рассмотреть возможность выделения в составе нового Парламента и Сената Республики Казахстан по одному месту для кандидатов от общественных организаций Атырауской области и города Атырау.
С уважением, представители от избирателей Атырауской области