Атырау, 2 мая 20:14
 ясноВ Атырау +11
$ 442.05
€ 474.14
₽ 4.74

Кашаган: к разливам не готовы

9 819 просмотров

14-15 марта в Алматы прошла международная конференция «Промышленная безопасность в топливно-энергетическом комплексе. Разливы нефти на море и на суше». Главной темой ожидаемо стало намеченное на июнь этого года начало добычи нефти на Кашаганском месторождении.

НУЖЕН ПЛАН, А НЕ ДЕКЛАРАЦИЯ

Организатор конференции – компания Confidence Capital, основанная в 1994 году в Лондоне и специализирующаяся на организации международных конференций и программ обмена опытом для нефтегазовых компаний в странах СНГ.

На конференции произошло то, чего я не ожидала: мероприятие с «технологическим» названием стало трибуной главных образом для тех специалистов, кто глубоко не уверен в экологической безопасности  предстоящей добычи нефти на Каспии.

Зам. начальника департамента ЧС Мангистауской области С.УЛЬЖАБАЕВЗам. начальника департамента ЧС Мангистауской области С.УЛЬЖАБАЕВКонечно, были и дежурные оптимистичные заверения, например, зам. начальника департамента ЧС Мангистауской области Сергея УЛЬЖАБАЕВА – в том духе, что«работа ведётся», «учения проводятся», «у нас есть Национальный план ликвидации нефтяных разливов» и т. д. Но куда более убедительными были доводы его оппонентов. По словам исполнительного директора Казахстанской ассоциации природопользователей для устойчивого развития Галины АРТЮХИНОЙ, принятый в 2012 году «Национальный план по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах РК» (кстати, региональный план по сей день не принят.Л. С.), вместо того, чтобы создать систему оперативного и эффективного реагирования на разливы нефти на Каспии, носит декларативный характер.

Это вроде бы понимают в министерстве охраны окружающей среды: министр Нурлан Каппаров не раз заявлял об отсутствии готовности с нашей стороны. Тем не менее, добычу на Кашагане начнут этим летом.

Исполнительный директор Казахстанской ассоциации природопользователей для устойчивого развития Г. АРТЮХИНАИсполнительный директор Казахстанской ассоциации природопользователей для устойчивого развития Г. АРТЮХИНАКстати, на конференции я едва успела заметить председателя Комитета экологического регулирования и контроля МООС  РК Данияра ЕРЕНЧИНОВА. За два дня он появился пару раз на короткое время и только в качестве слушателя.

«БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ХУДШЕМУ»

По словам Артюхиной, помешать быстрому реагированию на разлив нефти может отсутствие обобщенной информации. И хотя компании-операторы ведут исследования фонового состояния на северо-восточном Каспии уже много лет, нет ни одной научно-обоснованной публикации на эту тему. Базы данных распылены между нефтяными компаниями, исследовательскими центрами и экологическими подрядчиками. А эксперты и ученые связаны обязательствами перед компаниями-операторами «о конфиденциальности и неразглашении информации».

Сегодня в Казахстане нет ни одной структуры, которая бы владела интегрированной информацией в режиме online о состоянии природной среды в казахстанской части Каспийского моря. Нет ни одного исследования о том, как и в каком направлении будет распространяться нефть в случае разлива, каково будет её поведение в условиях вод Северного Каспия. И в случае чрезвычайной ситуации ни одно ведомство не возьмет на себя ответственность за незамедлительное принятие решения, так как  фактически не будет знать, к чему это решение приведёт, – считает Артюхина, настаивая на подготовке нового варианта Национального плана с учетом опыта других стран, схожих по условиям с северо-восточным Каспием.

Выступление Артюхиной сильно не понравилось Ульжабаеву и его коллегам. Они долго и не слишком убедительно пытались опровергнуть её слова. А мне пришли на память выводы специальной комиссии правительства США по расследованию аварии в Мексиканском заливе, согласно которым главной причиной катастрофы стала плохая организация работы, несогласованность действий между ВР и её подрядчиками (о разногласиях между операторами Кашаганского проекта уже ходят легенды), а также плохой надзор за шельфовым бурением. «Наше правительство позволило этому случиться», – заявил тогда один из членов комиссии.

Спикер из Норвегии Асбьорн КЛАУССЕН по опыту своей страны (крупная авария в 1977 году) призвал при добыче на море всегда планировать «наихудший сценарий». В 1977 году произошёл взрыв на буровой платформе Ekofisk и нефть фонтанировала 8 дней, в результате чего в Северное море вылилось более 200 тысяч баррелей.

Асбьорн КЛАУССЕНАсбьорн КЛАУССЕНДля нашего правительства это было шоком. После этой аварии в Норвегии законодательство было пересмотрено таким образом, чтобы быть готовыми к таким авариям. И мы осознали, насколько важно иметь самое лучшее оборудование и хорошо обученный персонал, – сказал норвежец.

В 1978 году в стране была создана Норвежская ассоциация чистых морей для действующих компаний, которая содержится на добровольные отчисления участников и работает над совершенствованием технологий ликвидации нефтяных пятен.

РОССИЙСКИЙ ПРИГЛЯД ИЗ КОСМОСА

В конференции приняли участие представители нефтяных компаний, МЧС и Минэкологии из Российской Федерации, а также государственной нефтяной компании Азербайджана. Выяснилось, что в Азербайджане аналогичный нашему Национальный план по ликвидации нефтяных разливов на море  находится лишь на стадии утверждения. Российские и наши нефтяники в кулуарах говорили, что ситуация у азербайджанцев в этой сфере даже хуже, чем у нас.

Зато россияне, работающие на своем участке северного Каспия (ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть»), успешно ведут спутниковый мониторинг экологической безопасности как собственного подрядного участка, так и находящегося по соседству казахстанского. И частенько фиксируют загрязнение моря курсирующими судами, намеренно избавляющимися от отходов, содержащих нефтепродукты. Кроме того, спутники обнаруживают в казахстанском секторе активные грифоны – каналы  неконтролируемого выхода нефти и газа.

В частности, группы пятен в форме изогнутых нитей шириной от 50 до 150 метров и длиной от 300 метров до трёх километров были обнаружены в трёх районах моря к северо-западу от полуострова Тюб-Караган (Мангышлак). Вполне возможно, что речь идет о затопленных нефтяных скважинах, точное количество которых на сегодня неизвестно.

А ГДЕ ВИНОВНИК ТОРЖЕСТВА?

Все приглашенные активно участвовали в работе конференции. За исключением «виновника торжества» – консорциума NCOC, разрабатывающего Кашаганское месторождение. Заявленный в программе координатор по ликвидации разливов нефти Аджип ККО Марк ШЕПЕРД, заявивший как-то, что в зимнее время собирать разлившуюся на Каспии нефть легко - не приехал. От консорциума присутствовал лишь координатор по контролю над отходами производства. А надо было бы Шеперду быть в Алматы, чтобы послушать спикеров, которые говорили о сложностях ликвидации нефти зимой, да ещё в условиях мелководья и высокого содержания в кашаганской нефти сероводорода.

По словам вице-президента датской компании DESMI, специализирующейся на оборудовании по ликвидации нефти, Франдса ПИЛЕГААРДА ДЖЕНСЕНА в мире считанные компании занимаются разработкой и сервисом оборудования для крупных проектов, сталкивающихся с необходимостью сбора нефти при низких температурах.

Приведённые в докладе Г. Артюхиной цитаты:

Вице-министр нефти и газа Асет МАГАУОВ: «В существующей редакции Национальный план – это больше декларативный документ, а должен стать методикой пошаговых действий для всех участников ликвидационных мероприятий».

Советник Генерального директора Казахстанского института нефти и газа Жаксыбек КУЛЕКЕЕВ: «В Казахстане не сформирована нормативная база для выбора методов реагирования. В случае ЧС компании-операторы не смогут скоординировано работать».

Министр охраны окружающей среды Казахстана Нурлан КАППАРОВ:«К разливам нефти пока готовности нет. Если такой разлив произойдет, то катастрофа будет огромная. Она может быть даже хуже, чем катастрофа, которая была в Мексиканском заливе».

На разработку представленного им «зимнего» скиммера ушло три года. Кстати, эту работу оплатили транснациональные компании, занятые на Кашагане. Управляемый дистанционно скиммер высасывает нефть из огражденного боновыми заграждениями участка моря в радиусе 6 метров. Стоимость одного скиммера – от 200 тысяч евро.

Любопытно, что для Кашаганского проекта "зимние" скиммеры не закупили. В отличие от уже закупленных и хранящихся на одной из баз 200 метров специальных «бонов», выдерживающих нагревание до 600 градусов Цельсия.

Понятно, что они (НКОК и Аджип ККО)не исключают возможность разлива нефти и высокую степень опасности возгорания, учитывая повышенное содержание сероводорода, – поделился один из участников конференции.

Так что, действительно зимой разлившуюся нефть собирать легче? – спросила я у Дженсена.

Нет, гораздо труднее, – ответил он.

Обещаю, что перескажу всё Шеперду при первой встрече, например на назначенных на 20 марта общественных слушаниях по Кашаганскому проекту.

 

Лаура СУЛЕЙМЕНОВА

Алматы - Атырау

Фото автора 

19 марта 2013, 15:51

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz