Оператор Северо-Каспийского проекта консорциум NCOC продолжает строительство промысловых трубопроводов нефти и газа. По информации «АЖ», работы идут с опережением ранее намеченного графика.
УДАРНЫМИ ТЕМПАМИ
У немецкого производителя Butting GmbH and Co. KG было заказано 130 км труб, из которых на начало апреля изготовлено 18 км. Продолжается изготовление труб для проведения квалификационных испытаний на заводе японской Marubeni Itochu Steel Inc. Затем японские трубы будут отправлены ТОО «Ерсай» (Ersai Caspian Contractors) - подрядчику компании «Сайпем», выигравшей тендер на строительство трубопроводов - для проведения квалификации технологии сварки на них. Первую партию труб в 2,4 км отправили 24 марта, в Казахстан они прибыли 17 апреля. Вторую партию (1,8 км) отправили 3 апреля, на место груз должен прибыть 8 мая. Всего до 19 июня в Казахстан будет доставлено 14,1 км японских труб.
Параллельно компании «Сайпем» и «Серимакс» продолжают квалификационные испытания сварочной технологии. Далее планируется провести механические тесты и другие лабораторные испытания на сварных швах.
Стало известно, что при квалификации технологии внутренней плазменной сварки (IPW), которая будет использоваться в море, на 3 из 50 сварных швов были выявлены идентичные по характеру трещины (cracks). «Ерсай» изучил эту проблему и устранил её путем корректировки параметров сварки. В настоящее время параметры сварки IPW откорректированы должным образом и успешно прошли квалификацию на 5 швах, сваренных один за другим.
Кроме того, NCOC вырезал образец сварного шва трубопровода между островами А и D и отправил его в Институт сварки в Великобритании для проведения лабораторных испытаний.
В соответствии с экологическим законодательством РК рытье траншей на мелководье с 1 апреля приостановлено. Начало работ по рытью траншей в переходной зоне с суши на море было запланировано на 1 апреля, но из-за снижения уровня моря на 2 метра задержалось до 13 апреля.
Напомним, в настоящее время NCOC добивается внесения изменений в Экологический кодекс РК, запрещающий проведение строительных работ в северо-восточной части Каспия в период с 1 апреля по 15 июля (см. «Не спешите – рыбу распугаете»).
Хотя в ответе на наш официальный запрос NCOC ни словом не обмолвился о своих усилиях в этом направлении, упомянув лишь, что планирование и организация предстоящих работ по проекту «выполняются в соответствии с требованиями законодательства РК».
«БУДУТ СОБЛЮДАТЬ НАШ ЗАКОН»
От министерства энергетики РК пришел ответ, что согласно представленному подрядчиком Северо-Каспийского проекта графику работ по восстановлению трубопровода, который предусматривает их окончание к декабрю 2016 г., проведение строительных работ на заповедных участках северной части Каспийского моря в период с 1 апреля по 15 июля не предусмотрено. А в случае нарушения Экологического кодекса «предусмотрена ответственность в соответствии с действующим законодательством».
Министерство сельского хозяйства РК, в чьём ведении находится комитет лесного хозяйства и животного мира, сообщило, что рассмотрело материалы оценки воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС).
«В соответствии со статьей 17 Закона РК “Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира" проектом предусмотрены мероприятия по сохранению среды обитания, условий размножения, путей миграции и мест концентрации животных. Согласно соответствующей методике, утвержденной приказом министра охраны окружающей среды РК от 31 мая 2013 года №154, произведены расчеты возможного ущерба рыбным ресурсам. Сроки проведения работ намечены с учетом ограничений, установленных пунктом 2 статьи 257 Экологического кодекса РК. В северной части Каспийского моря обеспечиваются возможности для развития рыбного хозяйства, водного транспорта, государственного геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья с учетом специальных требований, установленных Экологическим кодексом РК», – говоритсяв официальном ответе министерства.
Фактически из ответов следует, что NCOC пока не получил от казахстанской стороны разрешения на форсирование строительства новых трубопроводов. Но дело не только в экологии. Как стало известно, вопреки достигнутому соглашению (см. «Всё списали и ещё остались всем должны»), иностранные партнеры консорциума пытаются преподнести расходы на строительство новых трубопроводов как модернизацию производства. Мол, в этот раз объем работ сложнее, чем при строительстве первичных трубопроводов. Например, подстраховавшись на этот раз, NCOC решил ввозить трубы в РК уже забетонированными, а сварку производить автоматизированным способом, исключив воздействие человеческого фактора. Однако казахстанскую сторону доводы консорциума не убеждают, так же, как и нас с вами, потому что, как говорится, на каждый чих не наздравствуешься. О постоянных проблемах в управлении Кашаганским проектом сегодня, наверное, не знают только дети. Показательный пример – история с компрессорами на морском комплексе и заводе «Болашак», которые тоже придётся заменить (см. «Замена оборудования на Кашагане обойдется в 100 миллионов долларов»). Их мощность оказалась попросту недостаточной для дожимания газа, и влага вместе с сероводородом попала в трубопроводы, приведя их в негодность.
КАПЛЯ В МОРЕ
Пока ещё демонстрируемая принципиальность казахстанской стороны в отношении соблюдения экологического законодательства, конечно, похвальна, но меркнет перед грядущими масштабами нефтяных работ на Каспии. Не будем забывать, что нынешний статус Кашаганского проекта – это опытно-промышленная разработка. На этой стадии к концу 2016 года консорциум планирует начать добычу нефти и довести её до 450 тыс. баррелей в сутки – именно на такие объёмы рассчитана мощность имеющихся на сегодня морского и наземного комплекса. Между тем геологические запасы Кашагана составляют 4,85 млрд тонн, из которых 1,47 млрд тонн – извлекаемые. То есть последует вторая фаза проекта, когда на северо-востоке Каспия появятся еще несколько морских комплексов, а на Карабатане – новые заводы, подобные «Болашаку». И это только Кашаган, а есть ещё большие, правда, уступающие по масштабности, подрядные участки Актоты (77 млн тонн), Кайран (36 млн), Каламкас-море(32 млн, Юго-Западный Кашаган (6 млн). В светевсех этих будущих объемов, фактически уже отданных консорциуму в рамках Соглашения о разделе продукции, запрещение работ на три месяца выглядит каплей в море, которое мы теряем.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА