26 ноября прошли общественные слушания ТОО «ТенизСервис» по Оценке воздействия на окружающую среду проекта «Маршрут транспортировки грузов (МТГ) для объектов северо-восточной части Каспийского моря. Береговые здания и сооружения с подъездной автомобильной дорогой».
Закончились они, можно сказать, сенсационно: впервые в истории общественных слушаний в Атырау обсуждение продолжится на «круглом столе», в ходе которого представители компании должны будут ответить на вопросы, на которые не смогли ответить в ходе нынешнего мероприятия.
ВЛАСТНАЯ ПОДДЕРЖКА
Позицию общественности в лице академика Муфтаха ДИАРОВА, предложившего перенести слушания ввиду неподготовленности спикеров, довольно неожиданно поддержал представитель местных властей – заместитель начальника областного управления природных ресурсов и регулирования природопользования Орак БИСЕМБИЕВ.Представители проектных компаний должны будут подготовиться и организовать круглый стол. До тех пор протокол общественных слушаний не появится на сайте облакимата, т. е. они не будут считаться состоявшимися.
Главная претензия общественности состояла в том, что проектанты не смогли или не захотели ответить на острые вопросы о первой части проекта «ТенизСервиса» по маршруту транспортировки грузов – «Северо-Каспийский морской канал с причальными сооружениями» (см. «Тенгизу морской канал, осетрам и тюленям – труба»).
Напомним, экологи обеспокоены тем, что канал фактически перекроет миграционные пути для осетровых и тюленей.
Взволновали общественность также ставшие известными планы ТенизСервиса использовать причал в будущем в качестве терминала для экспорта нефти и вторичных продуктов. Такая возможность, в частности, предусматривается в отчёте голландских разработчиков проекта. Заместитель генерального директора по производству ТОО «ТенизСервис» Алексей САФОНОВ на это заявил:
–Перевозка нефти проектом не предусматривается. Чтобы переваливать нефть, нужны трубопроводы и др. Если голландская компания написала, что в будущем можно будет это делать, возможно, это их предположение.
Это, впрочем, присутствующих ничуть не успокоило. Не поддались они и на неоднократным призывы Сафонова и проектировщиков вернуться к обсуждению непосредственной темы слушаний по береговой инфраструктуре будущего МТГ. По мнению М. Диарова и главного специалиста Атырауской территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Бостана СУЛЕЙМЕНОВА, первую и вторую части проекта нельзя рассматривать в отрыве друг от друга.
По уточненной информации, глубина морского канала составит 4,8 метра, длина 66 км, ширина 66 метров. В ходе работы со дна моря, по словам Сафонова, будет изъято 19 млн тонн грунта. Что касается отвалов (для прохождения осетровых и тюленей), они будут располагаться в шахматном порядке, каждый по 1,5 км длиной, на расстоянии 3 км друг от друга. По всей длине канала будет 27 отвалов.
Береговая инфраструктура будет состоять из Сооружений временного хранения грузов (СВХГ) – 36 объектов, включая вертолетную площадку; зданий и сооружений инженерно-технического назначения, офисов, зданий жизнеобеспечения территории Сооружений разгрузки грузов (СРГ) – 30 объектов; вахтового городка с двумя VIP-домиками и четырьмя жилыми блоками на 272 человек; автомобильных дорог, очистных сооружений, внешних сетей электроснабжения и водоснабжения. Всё это разместится на территории площадью 18,8 га.
Подобный масштаб «временных объектов» для перевозки модулей на этапе тенгизского Проекта будущего расширения заставил слушателей насторожиться ещё больше.
«МЫ СОГЛАСОВАЛИ ПОСЛЕ ВСЕХ»
Что касается выданного управлением природных ресурсов и регулирования природопользования положительного заключения государственной экологической экспертизы на первую часть проекта МТГ, Бисембиев на слушаниях фактически ответил на ранее направленный нами официальный запрос. А позже прислал ответ в редакцию в письменном виде: «В соответствии со статьей 48 Экологического кодекса (ЭК) государственная экологическая экспертиза объектов 2-й категории проводилась местным исполнительным органом – управлением природных ресурсов и регулирования природопользования – на основании письма Комитета экологического регулирования и контроля министерства окружающей среды и водных ресурсов (МОСиВР) от 02.06.2014 г. Согласно ст. 57 ЭК, по данному проекту были проведены общественные слушания. Все предложения и замечания участников были внесены в протокол для дальнейшей доработки проекта. Данный проект был рассмотрен, и получены соответствующие согласования уполномоченных органов: Департамента по защите прав потребителей Атырауской области, комитета по водным ресурсам МОСиВР, комитета лесного и охотничьего хозяйства МОСиВР, Комитета рыбного хозяйства МОСиВР, комитета транспорта и путей сообщения министерства транспорта и коммуникаций, Атырауской областной территориальной инспекции лесного и охотничьего хозяйства, Урало-Каспийской бассейновой инспекции по регулированию использования и охране водных ресурсов. Кроме того, разработчиком проекта было получено положительное заключение независимой экспертизы ТОО “КаспиЭколоджи Инвайроментал Сервисез”. На основании вышеизложенного управление природных ресурсов и регулирования природопользования выдало к данному проекту обоснованное положительное государственное экологическое заключение по разделу “Оценка воздействия на окружающую среду”».
ГЛАС ВОПИЮЩЕГО
Между тем в ходе слушаний Бисембиев сказал, что в свое время у него тоже были сомнения по поводу этого проекта, однако после получения согласований от всех вышеназванных уполномоченных органов управление всё же выдало положительное заключение. А также из его выступления на слушаниях стало ясно, что большинство местных природоохранных структур на самом деле не давало никакого экспертного заключения, а фактически переложило эту ответственность на вышестоящие республиканские комитеты.
В связи с этим возникает вопрос: зачем в своё время природопользователей обязали обсуждать все проекты с местной общественностью, если по сей день все одобрения по экологически щепетильным проектам те получают в Астане?
Эмоционально, пусть и немножко наивно, прозвучал в конце слушаний призыв студентки АГУ Веры КУРБАНОВОЙ к представителям ТенизСервиса и подрядчиков – подумать о судьбе Каспия прежде всего как гражданам Казахстана.
Сроки проведения круглого стола, т. е. фактически повторных слушаний, пока не определены.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото Каната ЕЛЕУОВА