Атырау, 23 ноября 01:40
 ясноВ Атырау +4
$ 498.34
€ 519.72
₽ 4.85

Наши в Сирии

19 426 просмотров

Коллаж Доса КАНАТОВА. Коллаж Доса КАНАТОВА. Молодые атыраусцы пополняют ряды казахстанцев, воюющих на  стороне «Исламского государства». Как стало известно «АЖ» из источников в правоохранительных органах, двое атырауских спортсменов-борцов: 23-летний Нурлан М. и 19-летний Фархат Г. выехали в Сирию для участия в боевых действиях.

ПОЕХАЛИ НА БОРЬБУ

В местных спортивных кругах Нурлана знают как неоднократного призера чемпионатов республики по греко-римской борьбе, мастера спорта РК. С 2010 года он тренировал детей в ДЮСШ-2. Уехавший вместе с ним Фархат является серебряным призером чемпионата Казахстана по греко-римской борьбе среди юношей, кандидатом в мастера спорта РК.

«Предположительно они выехали в Сирию в октябре этого года. Руководство облспорта уже в курсе. Всех вызывали в ДКНБ, в секциях идет профилактическая работа, на учет взяты все верующие спортсмены», - сообщил источник. Кроме того, известно, что еще несколько молодых атыраусцев ранее уже уехали в Сирию.

Только на прошлой неделе председатель Комитета национальной безопасности РК Нуртай АБЫКАЕВ озвучил число казахстанцев, находящихся в так называемом «Исламском государстве» - их более 300 человек, половина из них женщины.

Как бы в унисон этому заявлению в минувшие выходные боевики ИГ опубликовали пропагандистский видеоролик о тренировке детей-солдат из Казахстана. На видео казахские дети учат правила чтения Корана, довольно умело обращаются с автоматом Калашникова и совсем детскими голосами отвечают, что «готовятся стать теми, кто будет убивать неверных».

Напомним, за участие в вооруженных конфликтах за рубежом казахстанским законом предусмотрена уголовная ответственность, вплоть до пожизненного лишения свободы.

"ИСЛАМСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ"

«АЖ» уже писал, как экстремистские группы в Казахстане завлекают в свои ряды молодёжь и зачем верующие уезжают воевать в Сирию (см. «Опять аресты, или Почему молодой казах идет в террористы», «Зачем они едут в Сирию?»).

К сожалению, конфликт на Ближнем Востоке всё больше и больше будет привлекать экстремистов со всего мира. Сейчас там разгорается глобальный конфликт, имеющий достаточно серьезное религиозно-догматическое обоснование в глазах мусульман. Согласно суннитским убеждениям, накануне Судного дня мусульмане создадут собственное теократическое государство, разобьют в пух и прах потомков персов-огнепоклонников (т.е. алавитский режим Башара АСАДА, шиитский Иран, Ирак). Затем в Дамаске они будут ожидать возвращения пророка Исы (Иисуса), который поведёт их на последнюю битву с Даджалем (Антихристом) и сионистами.

Появление «Исламского халифата» (ИГ) на территориях Сирии и  Ирака является одной из этих попыток реализовать исламскую государственно-политическую систему. Боевики стараются узаконить свое положение после захвата огромных территорий Ирака, убеждая мусульман всего мира, что ИГ - та самая сила, которая приведёт униженную исламскую Умму к спасению и победе.

Именно сюда сегодня сместился центр радикальной борьбы против мирового империализма. Именно здесь, как считают идеологи из ИГ, будет построено «всеобщее счастливое будущее» с равенством перед лицом Всевышнего, справедливостью, религиозным братством. Причем для этого им нужны не только солдаты, но и врачи, инженеры, строители и нефтяники.

И публикации с картами территорий халифата - это пропагандистский трюк, своего рода обращение к мусульманам: Добро пожаловать, братья, мы восстанавливаем былой славный Халифат от Андалусии (Испания) до Хорасана (Средняя Азия). А для остального мира – это демонстрация своих амбиций, заявка на экспансию своих радикальных идей.

Разумеется, первой на этот призыв «исламского интернационала»  ринулась пассионарная молодежь со всего мира: от разоренных войнами стран Ближнего Востока до благополучной Европы и США.

ТАКФИР: КТО НЕ С НАМИ...

Создавая «Халифат», экстремистские группировки неизбежно должны были столкнуться с самым важным фактором в идеологии Ислама - вопросом такфира (обвинения в неверии).

Сегодня ИГ обвиняет в неверии не только  сирийскую свободную оппозицию «Джейш Хур», но и всех своих бывших соратников по оружию – группировки «Джабхат ан-Нусра», «Даулят аль Исламия», «Нуруддин Зинки», «Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар» и т.д. Более того, у ИГ есть серьезные идеологические разногласия с лидером «Аль Каеды» Айманом Аз-Завахири. Основной спор террористов – о методах расширения территории халифата и о том, с кем в первую очередь воевать.

ИГ, придерживающаяся хариджитской акиды (крайне радикальное салафитское вероубеждение) призывает в первую очередь очистить Шам (Ближний Восток в европейской терминологии) от «сефевидов» (шиитов) и вероотступников из числа тех, кто не принимает их взгляды, и насильно устанавливать шариатские порядки на захваченных территориях.

Сторонники «Аль Каеды» считают, что в первую очередь нужно объединиться и бороться против  режима Башара Асада, призывая хариджитов отказаться от атак на шиитское население Шама и их святыни. Среди тех, кто открыто осуждает хариджитов из ИГ - даже иорданский шейх Мухаммад аль МАКДИСИ, которого военная академия США называет «главной интернет-библиотекой джихадистов».  

Сегодня эти джихадитские группировки развязали междоусобную войну, обвиняют в неверии и уничтожают друг друга.

Судя по материалам в интернете, в том числе и по пропагандистским видеороликам, казахов, воюющих в ИГ, действительно наберется несколько сотен, они выезжают туда с семьями, многие уже погибли, сражаясь за своё утопическое «светлое будущее».

Разумеется вокруг горячей войны в Сирии идёт и мощная информационная война. В сети идёт активная промывка мозгов верующих и вербовка сторонников глобального джихада. Смогут ли казахстанские власти что-либо противопоставить этому мощному идеологическому «смерчу», кроме блокировки сайтов - это большой вопрос.

ГЛАВНОЕ - ЧТО В ГОЛОВАХ

После серии терактов и спецопераций сегодня в Казахстане наблюдается затишье. Однако, несмотря на это, продолжаются аресты и суды над лицами, причастными к экстремистскому подполью (Павлодар, Атырау, Алматы). В основном им инкриминируют участие и вербовку на войну в Сирии. Правозащитники утверждают, что большинство этих уголовных дел сфабрикованы и являются частью процесса зачистки религиозного поля, организованного властями. Обычно судебные процессы проходят в закрытом режиме, поэтому невозможно объективно оценить потенциальную угрозу, исходящую от этих групп.

Надо признать, что в настоящее время казахстанские власти провели большую работу, сделав выводы из своих прошлых ошибок. На борьбу с религиозным экстремизмом были брошены миллиарды тенге, административный ресурс и силовики. Политологи занимаются  мониторингом и анализом деятельности экстремизма в стране. К сожалению, работа заключается лишь в изучении уголовных дел по религиозному экстремизму, подготовке докладов спецслужб и опросах самих осужденных и их семей.

В Казахстане никто еще не проводил серьезного исследования на тему влияния и распространения конкретных экстремистских религиозных идеологий. Ведь сажают за терроризм сотнями, однако мало кто из экспертов и духовенства может объяснить, чем руководствовались осужденные, каких взглядов они придерживались? Анализ показывает, что часто их сажают в основном за религиозную практику: если салафит, значит потенциальный террорист. На самом деле в салафитском течении есть много групп, не признающих экстремистские методы. С другой стороны, в джихадисты иногда идут мусульмане, придерживающиеся традиционных масхабов. Тут важна не внешняя практика, тут нужно разбираться с тем, что творится в голове отдельного верующего. У нас же чаще вся борьба с экстремизмом заключается в противопоставлении ханафитского масхаба и салафизма, в дискредитации других религиозно-правовых исламских школ. Здесь власти наломали немало дров, в частности, в Атырауской области был случай, когда аким района пришел с полицейскими в мечеть и самолично распоряжался, кого пускать на пятничную молитву. Лиц с ярко выраженными салафитскими признаками – бородой и укороченными штанинами - выгонял из мечети.

В мусульманских общинах Казахстана наблюдается разобщенность по внешним признакам верующих. В мечетях выявляют тех, кто молится иначе, чем принято по нормам ханафитского масхаба, кто не разделяет взгляды и сомневается в авторитете ДУМКа и т.д. Такая практика малоэффективна и, наоборот, усиливает напряжение. А ведь большая часть салафитских групп в последнее время вернулась обратно в мечети ДУМК. И такая искусственная разобщенность только на руку тем, кто втайне придерживается джихадистских убеждений и распространяет их среди прихожан, будь они хоть ханафитами, хоть салафитами. Еще больше облегчает радикалам поиск и вербовку новых сторонников бытовая дискриминация по религиозным признакам, когда практикующих верующих увольняют с работы или отчисляют из учебного заведения.

Азамат МАЙТАНОВ

26 ноября 2014, 08:14

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.