Атырау, 23 ноября 00:53
 ясноВ Атырау +4
$ 498.34
€ 519.72
₽ 4.85

Зачем они едут в Сирию?

31 731 просмотр

Кадр видео о Кадр видео о "джихадистах Казахстана в Сирии".Насколько сильны угрозы дестабилизации Центральной Азии после вывода коалиционных войск из Афганистана в 2014 году? Почему казахская молодёжь уезжает воевать в Сирию? Каким экстремистским идеям они подвержены? Эти вопросы сегодня волнуют многих, и на них сложно дать однозначные ответы. Предлагаем обзор возможных рисков, связанных с деятельностью экстремистских сил в стране и за её пределами.

«ТАЛИБАН» ИЩЕТ КОНТАКТЫ С МИРОМ

К сожалению, на ситуацию в Афганистане мы сегодня вынуждены глядеть сквозь призму геополитики Вашингтона и Кремля, которая не отражает всех реалий и проблем, накопившихся в этой истерзанной многолетними войнами стране. Самый широко распространенный прогноз – после вывода войск НАТО из Афганистана среднеазиатский регион ожидает дестабилизация. К власти придут талибы, которые будут насаждать террор, покровительствовать радикальным группировкам и наркоторговцам.

Однако, на мой взгляд, вероятность резкого ухудшения ситуации, связанного с религиозным экстремизмом в Казахстане и Средней Азии, преувеличена. США и Россия настойчиво внушают нам мысль о необходимости сильной руки в регионе, и многие с этим соглашаются.

Безусловно, соседей Афганистана ожидает сложный период. Все прекрасно понимают, что в случае полного вывода американских войск противостояние «Талибана» и марионеточного режима Хамида КАРЗАЯ будет недолгим.

Начнут ли талибы экспортировать «исламскую революцию» в соседние страны? Этот главный вопрос сегодня волнует и пугает многих. На мой взгляд, ответы на этот вопрос нужно, прежде всего, искать в идеологии этого политического движения.

Для этого необходимо чётко понимать, что афганские талибы это не маргинальные сомалийские пираты, как зачастую их нам описывают. Это серьёзная политическая сила, которая контролирует большую часть Исламского Эмирата Афганистан (так талибы называют свое государство). «Талибан» довольно разнородная религиозно-политическая организация, возглавляемая своим лидером – муллой Мухаммадом ОМАРОМ. Она располагает серьёзным административным и военным ресурсом, правительством, имеет государственный флаг (белый стяг с шахадой). Суровые законы шариата, основанные на нормах ханафитского фикха (мусульманского права), царят в Афганистане испокон веков. Что касается современной идеологии талибов, их джихадистская акида (вероубеждение) начала распространяться ещё в 80-х годах во времена советской оккупации. Тогда афганскому сопротивлению активно помогали арабские боевики-добровольцы под руководством палестинского шейха-идеолога Абдуллы АЗЗАМА. Позже джихадистская акида стала единой идеологией движения «Талибан», с помощью которой оно пришло к власти в середине 90-х.

Сегодня из-за закрытости и изоляции «Талибана», усилившейся в условиях проведения международной антитеррористической операции, крайне сложно получить достоверную и объективную информацию о главном противнике западной военной коалиции.

Главным рупором Исламского Эмирата Афганистан является радио «Голос Джихада» (Voice of Jihad), которое вещает на урду, пушту, фарси и арабском языках. Также на сайте «Голоса», кроме военных сводок, можно узнать много интересного про деятельность талибов внутри страны и за рубежом.

Например, там можно найти официальные коммюнике правительства о том, что Исламский Эмират Афганистан хочет иметь дружеские отношения на основе взаимного уважения со всеми странами мира и со своими соседями в первую очередь.

Судя по «Голосу Джихада», Запад пытается интегрировать талибов в международное сообщество, их представители участвуют в конференциях в Европе и Азии.

Талибы не раз предлагали мирные переговоры с Вашингтоном о прекращении оккупации и насилия в стране. Американцы прекрасно осознают, что после их ухода к власти придут талибы, причём без разницы – с помощью оружия или путём открытых выборов.

Именно поэтому по инициативе США в Дохе (Катар) летом открылось политическое представительство Исламского Эмирата Афганистан, с которым госдеп ведёт прямые переговоры.

Недавно пресс-служба талибов сделала официальное заявление для своих соседей: «Исламский Эмират с ответственностью заявляет,  что Афганистан не нанесёт никакого вреда соседним государствам. Исламский Эмират стремится к достижению мира и в своей стране, и в регионе в целом. Тем не менее продолжающееся присутствие американских войск в Афганистане является главной причиной нестабильности внутри страны и в регионе».

Конечно, это всего лишь заявления. Возможно, они продиктованы жестокой разрухой в Афганистане и необходимостью заняться после ухода американцев в первую очередь восстановлением страны. Но соседи Афганистана озабочены возможным хаосом и неконтролируемым экспортом экстремизма, а не военной экспансией этой нищей и разрушенной страны.

ПРИДУТ ЛИ К НАМ ТАЛИБЫ?

Но вряд ли в Казахстане может возникнуть «талибское подполье». Насколько известно, талибы никогда не занимались экспортом своих идей и организацией подпольной деятельности за рубежом. Кстати, вполне вероятно, что возрастет количество беженцев в Афганистан из числа радикальных казахских мусульман, желающих жить по законам шариата. И вряд ли потом ностальгия некоторых из этих эмигрантов будет сентиментальной и мирной.

Основные угрозы будут исходить от наших внутренних экстремистских групп, выдавленных из официальной религиозной сферы, контролируемой Духовным управлением мусульман Казахстана (ДУМК). Основной мировоззренческий конфликт существует между ДУМК (обрядовый ханафитский мазхаб с матуридитской акидой) и салафитскими группами. Последние обвиняют официальное духовенство в неверии, фарисействе и ереси  (см. «Опять аресты, или Почему молодой казах идёт в террористы», «Влияние Исламских религиозных идей в Западном Казахстане»).

Религиозные взгляды верующих, вытесненных в подполье (это чаще всего салафитские группы с мадхалитской и мурджиитской акидой), часто принимают самые радикальные формы. У нас в Казахстане это идеи джихадизма и хариджизма. Своего рода катализатором в этом столкновении религиозных взглядов являются правоохранительные органы, к помощи которых прибегают работники ДУМК.

Зачистка религиозного поля карательными методами, с фабрикацией обвинений неминуемо влечёт дальнейшую радикализацию взглядов верующих. И даже ответные меры. К примеру, это прошлогоднее вооруженное нападение на ГУВД в Атырау, ранее были совершены теракты против работников правоохранительных органов в Таразе, Актобе, Алматы. Все эти терракты были ответами на уголовные преследования и судебные приговоры экстремистам, местью за смерть единоверцев во время спецопераций.

Ещё одна потенциальная угроза – возвращение казахских боевиков для ведения подпольной террористической деятельности в Казахстане. Это вопрос времени – куда подадутся иностранные боевики, если к власти придут талибы. Известно, что они базируются на приграничных с Афганистаном пакистанских территориях, в Южном  Вазиристане.  Мало кто знает, что их перемещения в самой стране и участие в боевых действиях четко регулируются руководством «Талибана». В частности, на территории Пакистана они зависят от клана Хаккани – авторитетной пуштунской группировки талибов, сообщает известный англоязычный сайт The Long War Journal, занимающийся мониторингом религиозного экстремизма.

Афганцы, конечно же, уважают право братьев по вере на самопожертвование, однако иностранцы там, скорее, нежелательные персоны, они практически не присутствуют в исполнительных органах контролируемых талибами населенных пунктов. Несколько лет назад на заседании так называемой Кветтской Шуры (командный центр «Талибана», в котором представлены крупнейшие этнические группировки движения) иностранным добровольцам дали понять: «Пожалуйста, воюйте с крестоносцами-оккупантами, однако во внутренние дела нашей страны не вмешивайтесь!»

Косвенно это подтверждают данные из интернет-переписок казахских «солдат-интернационалистов» из «Джунд уль Халифат», перехваченные казахстанскими спецслужбами. В них они пишут о своём разочаровании в политике талибов, которые преследуют собственные цели, о недовольстве командованием, о разделении моджахедов по этническим признакам, про идейные и финансовые разногласия среди самих экстремистов из Казахстана.

Между тем серия терактов в Атырау показала, что боевики из-за границы могут поддерживать связь с казахстанским подпольем и координировать его террористическую деятельность.

НА ПОСЛЕДНЮЮ БИТВУ С ДАДЖАЛЕМ

Кадр видео о Кадр видео о "джихадистах Казахстана в Сирии".Некоторые политологи и эксперты пытаются искать причины миграции  радикальных казахов-мусульман в Сирию в социальной неустроенности на родине, рассуждают о вербовщиках, о наемниках, едущих туда за заработком, даже предлагают вернуть их домой. Но забывают о главном.

Воевать за деньги обычно идут военные спецы. Тут мотивы другие, здесь идеал мученичества за веру. Казахская молодёжь уезжает, мечтая добровольно умереть на пути Аллаха. Почему с семьями? Видимо, в надежде найти независимую мусульманскую умму (общину), сражаться за нее и построить теократическое государство. И если не убьют, то пустить здесь корни.

Необходимо понимать, что любое проявление религиозного экстремизма имеет идеологическую основу, которая в дальнейшем определяет взгляды и действия группировок.

Сегодня большинство боевиков из Казахстана, Средней Азии и Северного Кавказа поменяли идейные приоритеты и перебираются из других горячих точек в Сирию. Именно там, с благословения большинства арабских шейхов, джихадисты собираются открыть первый фронт мировой апокалиптической войны. Если еще недавно долг исламского братства и помощь мусульманам на «оккупированных территориях Ислама» служили оправданием для участия боевиков в войнах в Афганистане, на Балканах, Северном Кавказе, в Ираке, то в нынешнем конфликте на Ближнем Востоке им даны более серьезные религиозно-догматические основания.

Так, по убеждениям мусульман-суннитов (согласно некоторым  хадисам), накануне Судного дня их первыми врагами станут «маджюсы» – персы-огнепоклонники (т. е. их современные потомки: алавитский режим Башара АСАДА, шиитский Иран, ливанская радикальная группировка «Хизбалла»), от которых нужно освободить весь арабский Шам (Сирия, Ливан, Иордания).

Затем в Дамаске мусульмане-сунниты создадут своё государство и будут ожидать возвращения пророка Исы (Иисуса), который поведёт их на последнюю битву с Даджалем (Антихристом).

Согласно же взглядам верующих шиитов, за участившимися войнами на Ближнем Востоке и, конкретно, вмешательством Запада в сирийский конфликт стоят определенные силы. Шииты считают, что неверные и еретики пытаются найти и уничтожить скрытого 12-го святого имама МАХДИ, приход которого поставит конец гегемонии США, Израиля и саудовских монархов в регионе. Именно на этой идейной основе и под руководством аятолл Ирака и Ирана (главного политического союзника России и Сирии) сегодня мобилизуются шиитские боевики.

Как видим, идейных причин убивать друг друга у обеих сторон предостаточно. И конечно искусное разыгрывание этих религиозных карт мировыми державами в борьбе за геополитическое превосходство обеспечивает приток в сирийскую мясорубку тысяч экстремистов со всего мира.

НАРКОБИЗНЕС СИЛЬНЕЕ ЗЕМЛЯН

Разумеется, нельзя обойтитему угрозы усиления наркотрафика через страны Средней Азии и Казахстан.

Согласно докладу ООН, в 2012 году на долю Афганистана приходилось 74 процента мирового объёма незаконного производства опия. После ввода натовских войск производство опиума в этой стране выросло в 40 раз. 30 лет войны практически уничтожили экономику страны, выращивать мак там выгоднее, чем пшеницу. И, похоже, эта проблема не по зубам даже радикальным талибам – тут основная статья доходов страны.

Афганский героин сегодня практически беспрепятственно проходит через Центральную Азию в Россию и в страны Восточной Европы. К примеру, пассажирский поезд «Душанбе – Москва» издавна считается главной героиновой артерией. Только с начала 2013 года в этом «наркопоезде» российские пограничники изъяли две крупные партии героина (100 кг), благополучно пересекшие границы Казахстана и стран Средней Азии. Наблюдается ежегодное снижение количества изъятого героина в странах, через которые проходит наркотрафик. Одной из главных причин этого называют  коррупцию в силовых органах и протекцию наркоторговцам властями этих стран.

Ещё одно печальное наблюдение экспертов – рост наркотрафика неизбежно приводит к росту потребления наркотиков в странах его транзита. К примеру, Россия из транзитной страны давно уже превратилась в главного потребителя афганского героина. Следующим на карте транзита стоит Казахстан… Опиум у нас уже давно не в моде – перешли на героин.

Азамат МАЙТАНОВ

9 января 2014, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.