NСОС обещал обнародовать результаты расследования причин и характера разрушений на трубопроводе Остров Д – завод Болашак в конце января или начале февраля. Но по состоянию на 12 февраля никаких известий от специалистов Кембриджского института сварки (TWI) Консорциум, похоже, не получил. Но иногда молчание может означать, что полученные вести очень неприятны, и необходимо время, чтобы определиться с тем, что делать дальше. Я имею в виду необходимость полной замены труб, которая, возможно, потребует нескольких лет труда, в течение которых Кашаган будет простаивать, а Казахстан лишится крупнейшего источника поступлений в казну на тот же срок.
В интервью нашей газете экономист Петр СВОИК (см. «Тучи над Кашаганом»), отвечая на вопрос о возможных последствиях отсрочки начала коммерческой добычи нефти, сказал, что остановка добычи на Кашагане может спровоцировать девальвацию тенге: «Дело в том, что внешний платежный баланс Казахстана все эти годы устойчиво поддерживался с положительным сальдо за счёт высоких цен на нефть, а также благодаря плюсовой разнице между притоком иностранных инвестиций и вывозом за границу доходов от ранее сделанных инвестиций. А этот вывоз, между прочим, уже очень велик. Например, по данным прошлого года – где-то 28 млрд долларов в год. Но приток новых инвестиций, слава богу, пока что ещё больше, и соответственно, у нас нет неприятностей с общим платежным балансом Казахстана. А откуда этот приток? А за счёт Кашагана в основном. Именно массированное вложение в Кашаган во время его строительства и поддерживало положительный платежный баланс Казахстана и, соответственно, устойчивый курс тенге. Задержки с пуском Кашагана, конечно, не добавляют нефтяных поступлений в страну, а в сочетании с уменьшением объёмов инвестиций создают определённый риск. Я имею в виду курс тенге, который уже сейчас ползучим образом девальвируется. Пока непонятно, когда, но всё равно придётся тенге девальвировать, наверное, после того, как президент реализует свой план транзита власти. Но уменьшение нормы инвестиций в Казахстан может сыграть роль катализатора, когда, возможно, на девальвацию тенге придётся пойти раньше».
Возможно, Своик попал в самую точку. Пока более убедительных причин обвала курса тенге 11 февраля 2014 года я не вижу.
Но действительно ли NСОС столкнулся с необходимостью замены фактически всего трубопровода? В отсутствие официальной информации нам приходится ссылаться на неофициальные источники, которые говорят, что, скорее всего, в ближайшее время речь пойдет действительно о полной замене труб. Об этом еще осенью, когда случились утечки на газопроводе, говорил нам эксперт по трубопроводам: «Если речь действительно идет о растрескивании, полная замена системы неизбежна». Позже, как известно, пресс-служба NСОС подтвердила, что прямой причиной утечек на газопроводе стало растрескивание трубопровода под воздействием сульфидных соединений (SSC).
О том, что проблемы есть не только на газопроводе, но и на параллельном ему нефтепроводе, подтверждает одно из последних сообщений NСОС: в ходе проверки диагностическим внутритрубным снарядом 11 января 2014 года было обнаружено присутствие небольшого количества дизельного топлива на наземной части нефтепровода, недалеко от УКПНиГ «Болашак». «Была произведена выемка грунта с изоляцией соответствующего участка трубопровода и подтверждено просачивание топлива в области сварного шва», - говорилось в сообщении. Если худшие ожидания подтвердятся, то речь идет о замене около 200 км, считая длину и газо- и нефтепровода. Такой объем потребует около года-полутора непрерывных работ.
Если прав Петр Своик, то можно предположить, что представители Консорциума все же показали результаты анализов правительству РК, которое поняло, что ждать поступлений в бюджет от кашаганской нефти не стоит, и пошло на девальвацию тенге, чтобы искусственно раздуть денежную массу и закрыть бюджетные дыры. По словам директора Центра макроэкономических исследований Олжаса ХУДАЙБЕРГЕНОВА, сказанным в интервью «АЖ», потери экономики Казахстана за каждый день простоя на Кашагане равны объёму недобытой нефти, то есть мы теряем около $18-20 млн ежедневно.
Сауле ТАСБУЛАТОВА
P. S. 12 февраля утром в Сети опубликовано сообщение, со ссылкой на краткосрочный прогноз Управления по энергетической информации США (EIA), что добыча на Кашагане может возобновится во II полугодии. При этом отмечается, что объёмы добычи до конца 2015 года будут ниже целевого показателя, запланированного на первый этап, в размере 370 тысяч баррелей в сутки из-за технических трудностей и высоких издержек, которые не позволят расширить производство. «Между тем, если добыча на Кашагане возобновится только в будущем году, то общий прогноз роста добычи нефти в Казахстане на ближайшие два года будет понижен», – отмечается в сообщении EIA.