13 апреля в гостинице "Ренессанс" состоялись общественные слушания по предварительной оценке воздействия на окружающую среду (ПредОВОС) Проекта Будущего Расширения ТШО. Представители компании пропускали обоснованную критику ПБР мимо ушей, педалируя его социальную значимость, прежде всего создание новых рабочих мест. И не зря – проблема безработицы сейчас самая актуальная для местного населения и власти в свете масштабных сокращений на Кашаганском проекте.
ОДНОРАЗОВАЯ ЛЮБОВЬ
Делегация аксакалов из Жылыойского района. Почетные места в большом зале предоставили жылыойским аксакалам, из которых позже выступил лишь один. Менеджеры компании, в том числе заместитель генерального менеджера по связям с правительством и общественностью ТШО Линси КРЕЙН, сами рассаживали почтенных старцев.
- Почему ты, кроме приветствия на казахском, ничего не выучила? Язык завязался, что ли? Почему не спрашиваешь, всё ли хорошо у меня дома? - стал в характерной манере выговаривать г-же Крейн один из них. Та растерянно улыбалась, пока подбежавший переводчик не перевел эти претензии.
Академик Муфтах ДИАРОВ скромно примостился на краю одного из рядов.
После докладов представителей ТШО, обрисовавших радужные экономические и социальные выгоды для Казахстана от реализации ПБР, первым слово взял руководитель НПО «Каспий Табигаты» Махамбет ХАКИМОВ. Он делился своим мнением по проекту в СМИ, поэтому кратко изложил несколько предложений, которые могли бы принести долгосрочную выгоду казахстанской стороне, прежде всего региону. Все работы в рамках проекта носят одноразовый характер, и явно направлены на минимизацию затрат нефтедобывающей компании, включая выбранный ею принцип модульного строительства. В частности, Хакимов предложил ТШО вместо временной грузовой дороги от Атырау до Тенгиза построить высокую дорогу от побережья моря до месторождения, которая станет своеобразной дамбой:
- Уровень Каспийского моря непостоянен. И от строительства такой дороги выиграет прежде всего само предприятие: обваловка защитит от возможного затопления водоводы, ЛЭП и нефтепроводы ТШО.
ЗАКРАСИЛИ ГЛАЗА ПРАВИТЕЛЬСТВУ
В выступлении Муфтаха Диарова звучала тревога за будущее экологии:
- ТШО грязно работает. С 1993 по 2011 год они выбросили в атмосферу более 1 млн. тонн ядовитых веществ. На 1 добытую тонну нефти выбрасывается 4,3 кг отходов при норме 2-2,5 кг. В сегодняшнем докладе вы заявили, что в 2011 году выбросы достигли проектного показателя – 2,28 кг. Но это произошло лишь через двадцать лет после начала нефтедобычи. Принцип работы компании: доллары решают всё! Первый и последний раз ОВОС по этому месторождению был представлен еще 15 лет назад, а с тех пор уровень выбросов вырос в разы, но оценки воздействия на окружающую среду больше не проводилось. Тогда почему ТШО получает разрешения на свою деятельность в министерстве охраны окружающей среды? Видимо, на определенных условиях находят лазейки, и дают разрешения без предоставления ОВОСа.
Еще один момент – ТШО абсолютно не изучает состояние Каспийского моря, хотя 40% выбросов попадают в его акваторию, не изучает состояние здоровья жителей Кульсары, хотя за последние годы заболеваемость выросла в 10 раз, не занимается страховкой населения и его реабилитацией.
Менеджер ТШО Р.Артыгалиев. К сожалению, при посредничестве господина Артыгалиева (генеральный менеджер по связям с общественностью Рзабек АРТЫГАЛИЕВ, кстати, уроженец Кульсары – Л.С.) наши депутаты избавили ТШО от многомиллиардных ежегодных штрафов за хранение серы (имеются в виду принятые поправки в законы, согласно которым сера из отходов производства стала товаром – прим от Л.С.). На каких условиях он уговорил их, я не знаю.
Диаров заявил, что в случае роста нефтедобычи до 36 млн. тонн в год методами, предложенными ТШО, риск экологической катастрофы возрастёт в три раза.
- Как можно это допускать? Почему наше правительство так поступает? Я не знаю. Думайте сами, - срывая голос, закончил академик.
РЕАЛИЗМ ОТЧАЯНИЯ
- Давайте будем реалистами. Несмотря на возражения общественности, проект этот будет реализован, - сказала в своём эмоциональном выступлении руководитель НПО «Демос» Тогжан КИЗАТОВА. - Даже если мы выведем 100 тысяч людей на площадь, а мы их не выведем. В конце концов, их могут перестрелять, как в Жанаозене. Вопрос в другом: что мы, местное население, будем иметь с этого проекта? Что останется для народа после таких проектов, высасывающих нефть? Мы так и не получили ответа. Теперь что касается непрозрачности набора кадров в компанию. Это никак не внутреннее дело ТШО, потому что речь сейчас идёт о последнем проекте, на котором можно приобрести знания и опыт. Я не говорю о 15 тысячах человек, которых наберут на неквалифицированные работы и распустят по окончании проекта. Нас абсолютно не устраивает непрозрачная система набора кадров в ТШО. Чтобы разобраться в ней, мы направили в компанию запрос. А после получения ответа у нас появилось еще больше вопросов.
Эмоциональное выступление Кизатовой, особенно после фразы о Жанаозене, несколько раз прерывал председательствовавший на слушаниях Магауия ЧЕРДАБАЕВ, представленный общественности как член областной комиссии по охране окружающей среды и председатель попечительского совета Жайык-Каспийского Орхусского центра.
КТО ТУТ САМЫЙ УМНЫЙ
Тему набора кадров продолжил житель Атырау Дарын ШАБДИРОВ. Он рассказал, что его дочери, с отличием окончившей физико-математическую школу в Алматы и Казахстанско-Британский технический университет, а также отучившейся по программе «Болашак» в Шотландии, «Тенгизшевройл» отказал в трудоустройстве.
- Откликнувшись на объявление ТШО о наборе кадров на одну из позиций, дочь успешно прошла все тесты и собеседование. Результат обещали сообщить через 2 недели. Не прошло и 2 дней, как позвонила девушка и, не представившись, сообщила, что дочь не принята. Никаких объяснений, почему она не прошла, на каком этапе допустила ошибку, не последовало. Мы направили запрос в компанию, на который пришел ответ, что у нее недостаточно знаний и опыта. Хотя в объявлении было указано, что даже наличие степени бакалавра и опыт работы не обязательны. Сегодня здесь я поговорил с представителем компании Шолпан (генеральный менеджер отдела управления людскими ресурсами ТОО «ТШО» Шолпан АЛТЫБАЕВА – Л.С.), и она заявила мне: мол, что, я считаю свою дочь самой умной? Если дочь закончила с отличием физмат и КБТУ, с отличием окончила магистратуру в Шотландии, конечно, я буду считать её умной. Речь идет не только о ней, она без работы не останется. Но если ее знания недостаточны для ТШО, то какие шансы трудоустроиться, к примеру, у студентов нашего Института нефти и газа?
Далее на вопросы участников слушаний четких ответов не последовало. То ли перевод был неважный, то ли плохо организаторы слушаний подготовились, то ли просто не хотели отвечать по существу.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото автора