Вчера суд вынес приговор сотрудникам областного Департамента уголовно-исправительной системы (ДУИС) во главе с начальником этого ведомства Маратом ДАУЛЕТОВЫМ (на снимке). Беспрецедентное дело, связанное с «побегом» из атырауской колонии-поселения молдавского бизнесмена Сергея КОРНЕГРУЦЫ, расследовалось специальной группой под контролем Генеральной прокуратуры РК. А рассмотрение его было поручено не атырауским судьям, а их коллеге из Уральска.
НЕФТЬ, ПОЛИТИКА И ТЮРЬМА
В Казахстане гражданин Молдовы Сергей Корнегруца возглавлял компанию «Казполмунай», которая вместе с компанией «Толкыннефтегаз» входила в молдавско-румынскую промышленно-финансовую группу «Ascom-Grup», владельцем которой является молдавский миллиардер Анатол СТАТИ.
Власти Молдовы подозревали бизнесмена Анатола Стати и его окружение в финансировании молдавской оппозиции, организовавшей уличные беспорядки во время парламентских выборов в апреле 2009 года. И сразу после апрельских событий в Кишиневе у казахстанских силовых органов появились претензии к двум казахстанским дочерним предприятиям группы «Ascom-Grup» – компаниям «Казполмунай» и «Толкыннефтегаз», свыше десяти лет достаточно успешно разрабатывавшим два небольших месторождения Толкын и Боранколь в Мангистауской области. А уже в конце апреля 2009 года финансовая полиция арестовала доверенное лицо Анатола Стати в Казахстане – генерального директора компании «Казполмунай» Сергея Корнегруцу (главе «Толкыннефтегаза» удалось скрыться). Как тогда сообщили информационные агентства РК, по версии финпола Корнегруца «без лицензии осуществлял эксплуатацию магистральных газо- и нефтепроводов, с извлечением незаконного дохода в сумме 21 млрд. 675 млн. тенге».
В октябре 2009 года в Актау суд приговорил Корнегруцу к четырём годам лишения свободы в колонии общего режима с конфискацией имущества, признав его виновным по статье «Незаконное предпринимательство». А оставшиеся таким образом бесхозными месторождения были переданы НК «КазМунайГаз».
Отбывшего часть срока Корнегруцу перевели на более мягкие условия – в атыраускую колонию-поселение, что находится в посёлке Балыкши, напротив здания водной полиции. Но и там он пробыл недолго. Скоро бизнесмен получил «добро» на условно-досрочное освобождение, но, не дожидаясь вступления постановления суда в законную силу, умудрился «по неустановленным в ходе следствия документам» совершить авиаперелёт по маршруту Атырау-Алматы-Стамбул-Кишинёв. И был таков. В итоге на скамье подсудимых оказались начальник колонии-поселения Берик ИСМАГАМБЕТОВ, сотрудник этой колонии Айдын МЕНДИГАЛИЕВ, а также начальник Департамента уголовно-исправительной системы по Атырауской области Марат ДАУЛЕТОВ.
РЕАКТИВНОЕ УДО
Обратимся к тому, что установило следствие.
Решение о ходатайстве перед судом об условно-досрочном освобождении (УДО) Корнегруцы было принято 26 августа 2010 года на заседании комиссии УГ157/10, членами которой являлись сотрудники этого же учреждения под председательством начальника колонии-поселения Исмагамбетова. При этом не было принято во внимание, что по приговору Актауского суда с ТОО «Казполмунай», руководителем которого являлся Корнегруца, должен быть взыскан 21 миллиард тенге с формулировкой «как результат неосновательного обогащения, достигнутого преступным путем».
В тот же день, 26 августа решение об УДО, в обход его обязательного рассмотрения рабочей группой ДУИС, было направлено в прокуратуру для проверки законности. Помощник прокурора области Р.УРАЗАЛИН и первый заместитель прокурора области Б. КУЛЬЖАНОВ не возражали. (Кстати, именно место Кульжанова теперь занимает экс-прокурор области Б.СМАТЛАЕВ). Затем, примерно в обеденное время того же дня Кульжанов направил ходатайство об УДО на рассмотрение в горсуд №2 (в районе «Рахата»), где спустя два часа председатель суда Парасат КУТКОЖА его удовлетворил.
Завидная оперативность. Условно-досрочное освобождение за полдня. А на следующий день, не дожидаясь истечения 15-дневного срока до вступления постановления суда в законную силу, Корнегруца улетел из Атырау.
Между тем, неожиданно тот же заместитель прокурора Кульжанов внёс протест в апелляционную коллегию областного суда. Как оказалось, «вспомнили» про тот 21 миллиард, который не был возмещён государству. В колонии переполошились. Как быть? Кого теперь предъявлять суду апелляционной инстанции вместо Корнегруцы?
НА СКАМЬЕ - ПОДСТАВНОЕ ЛИЦО
В находчивости работникам колонии не откажешь. 13 сентября на заседание коллегии они представили другого сидельца, - некоего БУГРЕЕВА, отбывавшего срок по «наркоманской» 259-ой статье и внешне похожего на Корнегруцу. По версии следствия, Исмагамбетов и Айдын Мендигалиев заставили своего подопечного ломать комедию, пользуясь тем, что он в силу своего положения зависим от них. Спектакль прошёл успешно. Но суд в этот раз УДО отменил. Хотя это было уже, в принципе, неважно – Корнегруцы-то уже и след простыл.
Кстати, таким же макаром обманули и старшего помощника Генерального прокурора РК К. МУХАМЕТЖАНОВА, который в том же месяце проводил в УГ157/10 проверку законности предоставления УДО Корнегруце. Причём эта проверка, как сообщают неофициальные источники, была не случайной – её санкционировали по информации, поступившей от некоего товарища под оперативным псевдонимом «Венера». Между тем оказавшийся на свободе Корнегруца по документам колонии всё это время числился как отбывающий наказание.
Когда всё тайное стало явным (преступление было выявлено сотрудниками ДКНБ), первым в следственный изолятор отправился сотрудник колонии-поселения А.Мендигалиев (26 октября 2010 года), следом (3 ноября) Б.Исмагамбетов, а 6 декабря был задержан и водворён в изолятор временного содержания и М. Даулетов. Однако по истечении положенных трёх суток суд не стал санкционировать ему арест. Как следует из постановления, суду не было представлено каких-либо доказательств, что Даулетов оказывает давление на свидетелей по делу, и у суда нет оснований полагать, что он воспрепятствует предварительному следствию или подастся в бега. Тем не менее, когда на горизонте замаячило начало судебного процесса, 24 февраля 2011 года Даулетова взяли под стражу.
Кроме того, в ходе следствия всплыли и другие нелицеприятные факты – Исмагамбетов и Даулетов, используя своё служебное положение, эксплуатировали осуждённых. К примеру, осенью 2009 года пятеро заключённых УГ157/10 «пахали» в доме родственника Даулетова в посёлке Алмалы – заливали цементную стяжку, возводили баню, строили забор вокруг земельного участка.
С КОНФИСКАЦИЕЙ
В итоге Исмагамбетова и Мендигалиева суд признал виновными по статьям «Злоупотребление должностными полномочиями» и «Превышение власти или должностных полномочий». Их лишили свободы на три года с конфискацией имущества с отбыванием наказания в колонии общего режима. Даулетова осудили на два года общего режима с конфискацией по статьям «Халатность» и «Превышение власти или должностных полномочий». Как посчитало следствие, Даулетов недобросовестно курировал вверенное ему учреждение, не владел информацией, недобросовестно и небрежно относился к службе, что позволило его подчинённым провернуть такую махинацию. К слову гособвинение в лице прокуратуры просило суд назначить подсудимым наказание на сроки от 5 до 6 лет.
Остаётся, правда, как минимум один вопрос, на который не смогло дать ответ следствие – за какие «красивые глаза» был так оперативно отпущен Сергей Корнегруца?
Мы обратились к адвокату, защищавшему сразу двух подсудимых (Исмагамбетова и Мендигалиева) - Нурлану ЖОЛБОЛОВУ. Однако он от комментария отказался, сославшись на то, что приговор в законную силу ещё не вступил, и он будет обжалован.
Лев ГУЗИКОВ