Атырау, 26 апреля 13:03
 ясноВ Атырау +23
$ 444.22
€ 476.38
₽ 4.82

Долгая дорога к ...бюджету

Фото Видео
11 956 просмотров


Общественный транспорт нефтяной столицы, как известно,в основном представляет собой неприглядное зрелище. А недавно на городских маршрутах появились подержанные автобусы из Алматы. На вопросы по этому поводу отвечает Берик ЖЕТПИСБАЕВ - директор ТОО «АйсТрансХолдинг», обслуживающего большинство маршрутов в Атырау.

- Зачем городу старые автобусы из Алматы?

- Да, мы закупили 20 штук, чтобы как-то решить проблему нехватки транспорта. А что делать? Субсидирования от городских властей на льготы для пассажиров тоже нет. Поэтому учредитель нашего предприятия привлек 100 миллионов  тенге – 50 на эти автобусы и 50 на покрытие долгов. Да, автобусы не новые, им по 8-10 лет, но они ещё крепкие, их проще ремонтировать. А так – и транспорт купили, и закрыли часть долгов. Правда, не до конца: остаётся 39 миллионов по ГСМ, 16 миллионов по запчастям.


- Почему такие долги?

- Потому что это планово-убыточное хозяйство. По подсчетам специалистов, себестоимость перевозки одного пассажира по маршруту №14 составляет 141 тенге, №12 – 186 тенге, №2 – 194 тенге. Проезд у нас 80 тенге. Но с учетом школьников и других льготников получаем в среднем с одного пассажира 50 тенге. Чтобы предприятие не было в убытке, государство должно выделять субсидии. Сейчас местные власти, наконец, вплотную занялись этим вопросом. Речь идет о выделении атырауским перевозчикам дотаций на сумму полтора миллиарда тенге.

- Если получите деньги, на что они будут направлены? Будет ли обновляться автобусный парк?

- Сейчас прорабатывается вопрос о закупе у Семипалатинского автобусного завода 200 новых единиц: 40 большой вместимости для обслуживания самых оживлённых маршрутов и 160 средней вместимости. Предоплата в 20% - средства нашего предприятия, остальное - за счет фонда «Даму» по льготной ставке в 7% годовых на 5-7 лет. Если получим дотации от города, то сразу оплатим часть стоимости новых автобусов. Думаю, до конца апреля решится этот вопрос, и тогда можно говорить, что первая поставка – 20 штук - состоится уже в августе, а до конца года придут остальные 180. Но отмечу, это всё пока на стадии решения.


- Сколько у вас автобусов на сегодня?

- 90, из них на ходу 55, остальные  в ремонте.

- На некоторых маршрутах вновь появились устаревшие ПАЗы, «Газели», о которых горожане уже успели забыть. Это тоже ваш транспорт?

- Нужно понимать, что у нас 15 маршрутов, и на сегодня своими силами мы весь этот трафик обеспечить не можем, приходится привлекать частников со своим транспортом. Да, по нормам пассажирских перевозок транспортное средство должно быть с двумя дверьми, к примеру. Но мы сейчас в таком положении, что приходится привлекать  то, что есть.

- Ваши автобусы сильно коптят, нанося ущерб экологии и здоровью горожан.

- Здесь опять-таки сказывается нехватка средств. Приходится заправляться дешевым, а соответственно низкокачественным топливом.


- Ваше предприятие работает в Атырау уже немало лет и всё это время руководство сетует на убыточность. В чём тогда смысл вашего бизнеса? 

- Если говорить обо мне, то я наемный работник. А учредитель – человек, который родился в Атырау. Как бы банально это ни звучало, но он болеет за родной город. И хочет поставить пассажирские перевозки на высокий уровень.

P.S. Как стало известно «АЖ» из достоверных источников, недавно на приеме у акима Атырау побывал предприниматель с юга страны. Он готов за свой счет обеспечить наши маршруты новейшими автобусами, оснащенными газометановым оборудованием, GPS-навигацией, электронной системой оплаты проезда и видеонаблюдением в салонах, а также построить газометановые АЗС. И местную власть это якобы не заинтересовало.


Тамара СУХОМЛИНОВА

Фото автора

Видео: Нурбейбит НУГМАНОВ

7 апреля 2018, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz