Атырау, 28 декабря 09:42
 будет пасмурноВ Атырау 0
$ 521.81
€ 543.67
₽ 5.05

Казну почистили. А реку?

Фото Видео
14 241 просмотр


Очистка и заглубление дна 16 перекатов по руслу Урала в Атырауской области обошлись в 1,6 миллиарда тенге. Трехлетний проект официально признан исполненным. Однако «полевые опыты» с рулеткой и буром наперевес заставили корреспондентов «АЖ» усомниться в этом. Значит ли это, что республиканскую казну уже почистили, а реку – нет? Кстати, на дно скоро уйдут ещё 6,7 миллиарда...

КТО ЧТО ЗАКАЗЫВАЛ

Тендер на гидромелиоративные работы в русле Урала был разыгран в 2013 году, заказчик - управление строительства Атырауской области. Согласно многолетним замерам на гидропостах в городе Атырау, поселках Индерборский, Махамбет, селах Тополи, Жанаталап и Пешной глубина реки на перекатах составляет менее одного метра. Перекатами принято называть участки скопления руслового аллювия, состоящего из гальки, гравия, песка и глины. Такие перекаты десятками перекрывают русло по всей его ширине, мешая прохождению рыбы на нерест и судоходству. Запланированный тендерной документацией объем работ включает участок Урала от границы с Западно-Казахстанской областью (поселок Горы) до города Атырау. Всего 16 перекатов, на которых проектом предусмотрено достижение глубины не менее трёх метров. Стоимость заказа составила 1 млрд 598 млн тенге. Всего объем извлеченного грунта должен был составить 2,2 млн кубометров. Средства выделил республиканский бюджет. По результатам тендера генеральным подрядчиком «Проекта повышения водности и улучшения гидрологического режима Урала в пределах Атырауской области» было признано АО «Павлодарский речной порт».

Дноуглубительные работы предусматривались на перекатах: Сорный, Дурной, Зеленовский, в селах Тополи, Сборный, Актогай (Чумичкин), Сартогай, Махамбет, Сарайшик, Редут, Алмалы (Кандауровский), Талкайран, на участках ПМК, Баклан, в черте Атырау – в  Жилгородке и Балыкши (Курилкин).


ПРОШЛИСЬ ПО ДНУ

Мы решили «прощупать» дно последнего, балыкшинского переката дедовским методом – длинной металлической трубой. Это участок на излучине реки, где от Урала отделяется узкий Яицкий канал и между ними образуется остров. По двум противоположным берегам там микрорайоны Курилкино и Жумыскер. К слову, перекаты (или мелководные участки) образуются именно на поворотах или в местах разделения рек на рукава. Неустанное течение, несущее с собой различные отложения, на повороте слегка замедляется и наносит с годами невидимые под водой валы, значительно изменяя рельеф дна.  

Протяженность балыкшинского переката согласно техзаданию 350 метров. Мы пробурили полтора десятка лунок вдоль и поперек реки. Самая большая глубина – 340 см – обнаружена в центре. Отлично, учитывая, что тендерное требование - 3 метра минимум. Если бы не одно «но» - эта точка в естественном фарватере реки, то есть люди к этому отношения не имеют. Сегодня глубина Урала по фарватеру и без дноуглубительных работ колеблется в пределах 3-6 метров. А вот от фарватера к изогнутому дугой берегу, где река и копит отложения, дно явно не пострадало от вмешательства человека. Первый замер - в 60 метрах от берега - 75 сантиметров. Далее к середине реки: 79, 86, 94, 150 см.  Мы не претендуем на научную валидность примененной методики, но результат – глубина менее метра почти до самой середины реки – не отвечает тендерным требованиям.


ВЫБРОШЕННОЕ НА ОСТРОВ

Конечно, исполнитель работ может сослаться на естественное заиливание, особенно убедительно это будет звучать после весеннего паводка. Но еще одним, видимым параметром дноуглубления, является объем извлеченного грунта. Оплата производится в том числе за его количество, недаром в техзадании указывается предполагаемый объем. По перекату в Балыкши его объем должен был составить 42 тысячи кубометров грунта, под которые исполнитель даже подготовил земляную карту намыва на островке между каналом Яицкий и руслом реки, уходящим влево. Летом люди здесь редкие гости – чтобы добраться до острова, нужна лодка. Да и зимой, с ледоставом, этот богом забытый клочок земли мало кому интересен. Но мы сходили по льду на экскурсию. Карта, как и положено, по периметру огорожена земляным валом высотой около полутора метров, её площадь составляет 180х200 метров.

Бодро поднимаемся на гребень вала, там - пусто, уровень площадки тот же, что и снаружи. Мы спускаемся внутрь и идем к противоположному концу. Дно площадки покрыто глубокими характерными трещинами – очевидно, что какое-то время здесь стояла большая вода. Вдалеке виднеется сильно расползшаяся в стороны земляная куча. Вот, наконец, и явно речной грунт – тут полно половинок мидий, проще - ракушек.

Подсчитать хотя бы приблизительно количество выброшенного со дна и накопленного здесь речного грунта я попросила технического директора ТОО «ММС Арна» Сарсембая КАРАБАЛАЕВА - эта компания с советских времён занимается аналогичными работами.

- Приблизительные цифры даёт простой метод подсчета объемов – площадь, помноженная на среднюю высоту. Самое большее здесь тысяча кубометров. Судя по всему, велась активная перекачка пульпы - смеси воды и грунта, но как такового грунта практически нет, - говорит специалист.

- Не велись здесь толком работы, - подключается к нашей беседе мужчина, пасущий на берегу своих коров. – Я всё лето здесь был, наблюдал тоже, они маленькими кучками то там, то здесь выковыряли, и всё на этом. Подходил, спрашивал, почему так плохо работаете, мне сказали «не твое дело».



ВСЕ ТЕЧЁТ, ВСЕ МЕНЯЕТСЯ

За комментарием обратились в атырауский филиал РГКП «Казахстан Су Жолдары». Это предприятие, с которым должно согласовываться по факту любое вмешательство в водные пути страны, не говоря уже об изменении рельефа дна рек и каналов. Но там пояснили, что их в состав комиссии по приемке проекта 2013-2017 гг. почему-то не включили, хотя прежде это было обязательным участием.

И.о. заместителя председателя правления АО «Павлодарский речной порт» Максат САДВАКАСОВ подтвердил, что работы приняты управлением строительства Атырауской области в прошлом году, а в состав комиссии, кроме заказчика и исполнителя, вошли только компании технического и авторского надзора.

Садвакасов настаивает, что все работы выполнены согласно техническим требованиям.

Он ссылается при определении глубин на балтийскую систему (система высот в геодезии,стандарт для определения высоты точек на местности, используется в проектной документации. – З.Б.). Но, как далее выяснилось, в нашей обывательской системе это всё равно должно быть не менее 3 метров – во всяком случае заказчик (управление строительства), презентуя проект журналистам, указывал именно этот показатель. Чтобы не спорить беспредметно, я предложила Садвакасову показать место разработки. Именно там, куда он указал, мы провели за несколько дней до этого свои замеры. И вплоть до фарватера на положенных техзаданием 40 метрах от него самая глубокая точка – полтора метра.     

- На картах хранения предполагался выброс 42 тысяч кубометров грунта. Там нет столько.

- Почему нет? Вы неправы. Вы считали визуально. Но нужно геодезистов привлекать. Мы кинули там 32 тысячи по согласованию с заказчиком и технадзором. Уменьшили там объем, потому что раньше, чем ожидалось, дошли до коренного дна. Его трогать нельзя, если его пробурим - пробьем и русло начнет меняться. По перекату в ПМК в Махамбетском районе был такой же вопрос, но там, наоборот, было сильное заиление и требовалось чистить больше, чем в городе. И эти 10 тысяч кубов мы выбрали там.

- Визуально считали, да. Но вы предлагаете не верить своим глазам?

- Там была неровная поверхность, потому что когда-то там крестьянское хозяйство посадками занималось. Мы убирали плодородный слой. Немного углубили карты хранения грунта внутри. Если их не заглубить, пульпа с грунтом при заливе на карты смоет дамбу, сорвет ее.

- Насколько заглубили?

- 15-20 сантиметров мы убирали.

- Депутат городского маслихата Салтанат РАХИМОВА тоже интересуется качеством дноуглубительных работ. Она написала письмо акиму области Нурлану НОГАЕВУ с предложением инициировать проверку объема выполненных работ по технической спецификации. Недавно выяснилось, что письмо затерялось. В письме она ссылается на то, что не нашла свидетелей работ в Жилгородке.

- Работы и не было. Глубина есть потому что. Технадзор провел исследования накануне работ, и оказалось, что глубина там достаточная и дноуглубления там не требуется.

- А заказчик при включении объектов в разработку этого не проверил?

- Проект готовился в 2011 году. И картина изменилась. Вообще Урал это очень изменчивая, подвижная река.


ДВАЖДЫ В ОДНУ ВОДУ

В 2017 году по заказу управления строительства прошли 2 крупных тендера на проведение дноуглубительных работ на реке Шароновка (Шора - проток Волги) - 4,8 млрд и Яицкий канал - 1,9 млрд (в проекте они почему-то указаны как  Кигач и Урал) на 2017-2019 годы на общую сумму 6,7 млрд тенге из республиканского бюджета. Критерии отбора позволяли поставщику работ не иметь свой флот (можно арендовать) и предлагать очень низкую цену. В итоге оба договора о госзакупках из одного источника наше областное управление строительства заключило снова с АО "Павлодарский речной порт".

Проектно-сметная документация прошла госэкспертизу только в конце августа, тендеры состоялись осенью, подрядчика выбрали в ноябре, когда сезон дноуглубления закончился. То есть обозначенный условиями тендера на конец 2017 года объем работ по 40 тысяч кубометров на каждую реку уже явился изначально невыполнимым условием.

- Цена договора низкая, но на практике часто бывает так: заключают договор с поставщиком с самой низкой ценой, а потом повышают цену в пользу подрядчика. Как в случае, например, с договором АО "Актауский международный морской торговый порт"на выполнение дноуглубительных работ для расширения акватории порта с ТОО "СемАрко". В мае 2015 года заключили договор по цене 2,5 млрд тенге, а в декабре того же года подписали  допсоглашение о повышении цены до 7,67 млрд. Если же цена не повышается, то это ставит под сомнение качество работ, но дружественный технадзор подтвердит качество, - считает Карабалаев.

ВЗАИМНЫЙ ИНТЕРЕС

Надзор за самым крупным из этих двух проектов - дноуглублением Кигача, будет вести ТОО "Рубин С.Т.С.". По странному совпадению, это ТОО также, как и уже известный исполнитель, прописано в Павлодаре. "Рубин"был очень заинтересован в этом партнерстве, судя по тендерному предложению. При цене лота по техническому надзору за дноуглублением Кигача в 57,5 млн тенге «Рубин» был готов надзирать за вдвое меньшую сумму - 21,4 млн. 

Предложенные на тендерах по дноуглублению как в 2013-м, так и в 2017 году тарифы близки к себестоимости работ. Поэтому многие компании отказались даже участвовать в них. Но нашлись и те, кто ввязался в заведомо невыгодные контракты. Зачем бизнесу работать ниже себестоимости в госзакупках?

- Чтобы выполнить работы без надлежащего качества для получения своей прибыли и прикрыться прикормленным технадзором. На практике бывает и так, что поставщик услуг по технадзору ставил цену ноль тенге и заказчик был вынужден выбрать его. Даже при таком демпинге заявка считается законной, только требуется на разницу между ценой лота и демпинговой ценой дать гарантию. Но строительные компании, в том числе по дноуглублению, используют эту лазейку для того, чтобы технадзор вела связанная с ними компания. Формально это трудно доказать, но фактически между ними есть связь и взаимный интерес, - пояснил природу таких примеров партнерства один из предпринимателей, занятый в строительстве.



Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

Фото и видео: Марат ТАКУЛИН

19 марта 2018, 09:57

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.