В Атырауской области сократилась численность волков. Но вместо того чтобы, как говорится, добить зверя в его логове, вновь звучат призывы сохранить серого для будущих поколений.
В прошлом году РОО «Казахстанская Ассоциация сохранения биоразнообразия» (КАСБ) разработала биологическое обоснование отстрела волков в области на 2017 год, cогласно которому с 1 января с.г. премия за скальп хищника увеличена с 20 тыс. тенге до 25. Из заключения КАСБ: «Согласно приказу Минсельхоза от 2010 года волки относятся к видам животных, численность которых подлежит регулированию. В 2010 году в Атырауской области численность волков составляла 3 900 особей..., в 2016-м – 3 020.
В 2015 году в области официально было добыто 244 волка и 14 шакалов. На премии охотникам из областного бюджета было выделено 6,5 млн тенге».
Учёные пришли к выводу, что популяцию волков можно сокращать на регулярной основе наполовину. По их мнению, этот вид диких животных может выдержать сокращение популяции даже на 80-90%, т. к. у него высокая рождаемость и выживаемость потомства. И КАСБ разрешила отстрел волков в Атырауской области в объеме половины популяции – 1 510 голов.
Между тем, по словам местных охотников, в Кызылкогинском и Индерском районах все поголовье волков перебито, их шкуры увезены заезжими бригадами стрелков из Западно-Казахстанской и Актюбинской областей. «Гастролеры» неделями живут в палатках в степи и добывают волков сотнями. В наш регион они приезжают потому что у себя всех волков уже истребили. Попутно люди на снегоходах отстреливают в степи всю живность: кабанов, куропаток и т. д. Местные стрелки предлагают запретить для заезжих коллег охоту с использованием снегоходов, а охоту на волка разрешать только по лицензиям.
Рассказывает охотник Калдыбай (г. Атырау):
– Матерый волк (арлан) всегда был у казахов символом великой смелости. Когда идет охота на волков, арлан нередко отпускает семью в одном направлении, а сам бежим в другом, чтобы отвлечь внимание охотников на себя. Много самцов при этом погибает. В некоторых районах области арланы истреблены полностью. В результате в период гона волчицы спариваются с домашними псами. В сентябре в селе Карабау Кызылкогинского района я лично убил двух волчиц, «подружившихся» с местными собаками.
Ситуацию со снижением численности волков подтвердил председатель областного общества охотников Асылтек ИСПУСИНОВ:
–Это правда. Но я за продолжение волчьей охоты! Это же закон миграции в природе: его сейчас здесь нет – завтра будет.
Из заключения КАСБ: «Нередки публикации в прессе в защиту волка как санитара природы, что приводит к отмене премиального вознаграждения за уничтоженных хищников и неоправданному увеличению их численности».
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ