Прошёл год с момента повторного запуска Кашагана – в конце сентября 2016 года НКОК пустил в тестовом режиме кашаганскую нефть по замененным трубопроводам. Как компания теперь собирается увеличить ее добычу и какие при этом есть риски?
ОТ ПРОВАЛА ДО УСПЕХА
Как известно, первая попытка в 2013 году провалилась в буквальном смысле с треском уже через месяц. 11 сентября началась тестовая коммерческая добыча, а 11 октября компания сделала первое официальное заявление о техническом сбое на морском комплексе на острове D. В пресс-релизе консорциум назвал это «незначительным инцидентом, характерным для процесса запуска технологически сложных объектов в эксплуатацию». Однако за деликатной формулировкой стояла самая настоящая авария с выбросом смертельно опасного сероводорода в двух километрах от завода «Болашак» в Карабатане, в санитарно-защитной зоне. По счастливому стечению обстоятельств авария обошлась без жертв.
Позже компания назвала причину – датчики зафиксировали растрескивание труб, причем как в подводной, так и в наземной их части. Факты утечек газа были зафиксированы еще несколько раз в течение октября, и проект встал. Сначала на два года, потом еще на год и еще. В итоге НКОК «распечатал» законсервированные скважины спустя 4 года – нефть и газ пошли с острова А по трубопроводам 29 сентября 2016 года. В январе 2017 года зафиксировали первый экспортный миллион, в марте – второй. На сегодня компания заявляет о 6 миллионах добытой нефти (при среднесуточном уровне добычи в 200 тысяч баррелей в сутки) и более миллиарда кубометров газа.
ГАЗ – НАЗАД
Проектная мощность, на которую оператор проекта планировал выйти до конца текущего года – 370 тысяч баррелей в сутки, еще не достигнута. Достичь ее компания должна с помощью обратной закачки под давлением газа в нефтеносный пласт. Эта технология утилизации попутного газа позволяет также поддерживать пластовое давление и способствует вытеснению нефти вверх, упрощая ее добычу.
В рамках выполнения этой части проекта в начале сентября НКОК начала тестовые испытания компрессоров по обратной закачке газа, установленных на острове D. До тех пор весь объем добываемого сырого газа по газопроводу шел на «Болашак» на очистку – содержание серы в кашаганской нефти, по разным данным, доходит до 20%. По словам представителей НКОК, объем добываемой ими нефти ограничивался объемом сернистого газа, который компания могла переработать. Со стабилизацией процесса обратной закачки газа ожидается и рост добычи нефти до проектных показателей. На сегодня, по нашим данным, обратно в пласт закачивается уже до половины всего добываемого сырого газа.
Министр энергетики Канат БОЗУМБАЕВ сделал в связи с этим очень осторожный прогноз в одном из своих публичных выступлений: «Если компрессоры в нормальной форме, то начнут закачку газа в пласт. Если будет закачка газа в пласт, то будет рост на Кашагане. Если компрессоры, которым лет семь, не будут работать, то роста не случится…».
Судя по интонациям действующего министра, прошлый опыт научил правительство РК осмотрительности. К слову, его предшественник экс-министр Узакбай КАРАБАЛИН после облета морского комплекса на Кашагане в июле 2013 года, накануне первого запуска, был даже готов постучать по дереву, чтоб не сглазить. Увы, это не помогло.
К КОМПРЕССОРАМ – БЕЗ КОМПРОМИССОВ
На самом деле компрессорам по закачке сырого газа (ЗСГ) более 10 лет. Они, как сообщила компания НКОК в ответ на наш запрос, были смонтированы в 2007 году. В контексте обещанной производителем гарантии – детский возраст: «Срок службы компрессоров равен продолжительности срока эксплуатации объекта, т.е. до 2041 года, – сообщает пресс-служба Северо-Каспийского консорциума. – НКОК намерен эксплуатировать компрессоры ЗСГ в своих операциях в течение данного периода с проведением планового техобслуживания и необходимых испытаний».
Впрочем, оператор проекта оговорился:
– Сроки гарантий варьируются в зависимости от видов монтажа. Необходимо отметить, что в любом случае гарантия не является единственным показателем пригодности к эксплуатации, а также не является заменой технического мониторинга, техобслуживания и ремонта.
– Производилась ли замена компрессоров в рамках прошедших работ по замене труб?
– Нет, монтаж компрессоров не входил в объем работы по замене труб.
– Установка по ЗСГ простаивала более 10 лет, как компания оценивает состояние компрессоров на сегодня?
– Компрессоры не подвергались воздействию условий окружающей среды и не были повреждены вследствие внешних причин, так как они расположены в защищенном здании. Помимо всесторонних исследований в области закачки газа, проводимых в разных странах, Оператор также провел многочисленные испытания компрессоров под высоким давлением на этапе проектирования. Перед вводом в эксплуатацию в 2017 г. были проведены дополнительные всесторонние испытания компрессоров. Компания «НКОК Н.В.» уверена, что технология, применяемая на Кашагане, безопасна.
– Когда начато тестирование и какой период оно займет?
– Пусконаладочные работы на установках начались в мае этого года. Работа по пусконаладке систем продолжается. Наш подход к наращиванию объемов добычи состоит из ряда устойчивых и запланированных шагов, обеспечивающих надежность работы оборудования, технологических процессов и коллектора в течение продолжительного времени. Производственная безопасность, как всегда, остается для нас главным приоритетом, и в этом вопросе не может быть компромиссов.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА