Атырау, 4 мая 00:55
 ясноВ Атырау +11
$ 444.14
€ 477.05
₽ 4.85

Новый поворот

Фото Видео
13 988 просмотров


В следующем году на улицах нефтяной столицы появятся восемь новых маршрутов, пять из них – экспресс. Об этом сказано на презентации «Концепции развития общественного транспорта города Атырау на 2017-2022 годы». Одна из главных идей – автобусы из пригородных микрорайонов и сел в областной центр заезжать не будут.

 

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ПРОФЕССОР



За ее разработку стоимостью 22 млн тенге взялась Казахская автомобильно-дорожная академия им. Гончарова в Алматы в лице доктора технических наук, профессора Жумажана ЖАНБЫРОВА.  Пассажирский поток в автобусах помогли посчитать студенты двух атырауских университетов.

Концепцию общественности представлял сам автор:

– Автобусы из пригорода заезжать в город не будут. Для регулирования пассажирского потока в 4 местах – возле автовокзала «Аламан» (пост ГАИ), в Геологе (около автомобильного рынка, на перекрестке индерской и доссорской трасс), в Балыкши (на месте рынка) и в Жумыскере (на перекрестке с Авангардом) – планируется построить пересадочные пункты. Это будут парковки для грузовых и легковых автомобилей, места для отдыха, душевая для водителей, столовая и т. д. Во-вторых, в городе растет число детей, но очень мало детских игровых мест. Поэтому в названных пунктах предусмотрено строительство торгово-развлекательных центров, аквапарков, аттракционов, торговых точек.

Главная цель концепции – чтобы горожане с детьми смогли выезжать за город, прикупиться, а дети смогли там поиграть. И этим уменьшить транспортное движение в городе. Такая система хорошо зарекомендовала себя  в Астане и Алматы.

Еще одна проблема: сейчас 30-35% пассажиров забрали частные извозчики, таксисты. На старых автобусах передвигаются только 22 процента населения. Поэтому мы внесли в концепцию большие комфортабельные автобусы, чтобы и приезжие могли оставить свои машины за городом и передвигаться на автобусе. На проспекте Сатпаева – от Дома быта и до центрального моста – будет дополнительно построена специальная полоса только для автобусов. Изменения будут и на проспекте Азаттык до Балыкши. Если машины сейчас поворачивают и налево и направо, то потом не все перекрестные дороги будут открыты – уберут некоторые светофоры, перекроют примыкающие дороги, будет прямое сквозное движение, – говорит Ж. Жанбыров.

А это не приведет к увеличению ДТП?

– Здесь все зависит от культуры водителей и самих жителей. Например в Алматы некоторые улицы вообще закрыли, и если трудно куда-то доехать на машине, оставь ее и садись на общественный транспорт. Дёшево и быстро. Такой вариант поддержал аким Атырау, и мы введём эту систему. Это увеличит прибыль в 2-3 раза, а значит – и поступления в бюджет.

– Перевозка пассажиров – бизнес все-таки прибыльный?..

– Перевозка очень прибыльное дело. Я и сам создал транспортную компанию и занимался этим бизнесом 15 лет. Я все объяснил перевозчикам, посчитал им все расходы и доходы. В начале нужно вложиться, а через три года все вернётся. Но если за 3-4 года концепция не будет введена, то ваш общественный транспорт встанет.

По концепции профессора, на создание четырёх парковок и другой инфраструктуры от акимата потребуется финансирование в размере 12 млрд тенге.

 

МНЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ

После доклада профессора слово предоставили местным жителям. Артур БЕККАЛИЕВ:

– Мы устали от ужасного отношения в автобусах. Билетов не дают, если попросишь – кидают в лицо. На остановках стоят долго. Всегда перегруз, особенно в "газелях", там мы стоим согнувшись. Почему о концепции заговорили только сейчас и нам придется ждать еще пять лет? Почему не начали в 2013 году, когда пришел «АйсТрансХолдинг»? Где были депутаты маслихата?

Заместитель акима Атырау Мейрим КАЛАУИ:

– Я сам житель этого города, здесь я учился и ездил на этих автобусах. Все проблемы мы знаем. Пять лет ждать не будем. Если после этих слушаний примут решение, то новые маршруты будут внедряться уже после нового года. А за пять лет будет строиться все необходимое. Сейчас горакимат ведет переговоры с чешской компанией – с новыми маршрутами мы планируем ввести электронное билетирование. И обязательно будет субсидирование из бюджета на перевозку детей, инвалидов и других групп населения. Будем предъявлять перевозчикам свои требования: большие автобусы, наличие кондиционеров, высокие зарплаты водителям и кондукторам, их поведение. До 20 октября концепция пройдет обсуждение, потом подготовка конкурсных документов, мы будем вести переговоры с инвесторами, готовы выслушать все предложения.

По словам заместителя акима города, сейчас объявлен тендер на строительство новых 30 остановок. Запланирована замена полотен 182 остановок.

– Многие улицы не освещаются, а впереди зима, дети выходят из школы поздно...

– До конца года совместно с компанией «Батыс Транспорт» проведем освещение на 39 улицах. Акцент делается на пригород – Атырау – Дамба, Атырау – Еркинкала, Атырау – Талгайран. На это инвестор вложил 2 млрд тенге, работы ведутся. В следующем году эта же компания возьмется за освещение 180 улиц.

На вопрос жителей Химпосёлка про отсутствие автобусов на маршруте №7 в первый день слушаний отвечал руководитель ТОО – перевозчика, а на следующий день – профессор Жумажан Жанбыров:

– Когда мы приехали сюда, маршрут №7 вообще не ездил. После вчерашней жалобы жителей позвали руководителя «Атырау-Такси», всё обсудили и решили пустить автобусы из Авангарда до Кара Депо через Химпосёлок. Ему дали задание. Вообще маршрут нерентабельный, поэтому до понедельника они должны принести данные о количестве пассажиров, нуждающихся в этом маршруте – для дополнительного финансирования со стороны акимата. Пока на маршрут автобусы предоставил «АйсТрансХолдинг».



Нургуль ХАЙРУЛЛИНА

Фото и видео автора

1 октября 2017, 19:02

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz