В суде №2 г. Атырау идёт судебный процесс по делу бывшего старшего уполномоченного УГ 157/10 (колония-поселение) Амангельды ГУБАЙДУЛЛИНА, обвиняемого по ч.2 ст.362 (Превышение власти или должностных полномочий), п.1 ч.3 ст.366 (Получение взятки путём вымогательства) и ч.3 п.4 ст.366 (Получение взятки неоднократно) УК РК.
Из обвинительного заключения следует, что в мае 2016 года Губайдуллин противозаконно вывел двоих осуждённых за пределы учреждения, отвёз на кладбище возле посёлка Тендык и заставил захоронить мертворожденного ребёнка своего сослуживца.
В 2012 году в Атырау осудили на 9 лет местного жителя Еркина ОРЫНБАСАРОВА. Часть срока он отсидел в Актюбинской области, а затем был переведён в учреждение УГ 157/10. Здесь, по версии следствия, на него начал оказывать психологическое давление Губайдуллин, угрожая всячески усложнить относительно мягкие на тот момент для Орынбасарова условия отбывания срока. А 21 июля 2016 года офицер сообщил Орынбасарову, что 23 июля собирается с коллективом выехать в зону отдыха в районе села Алмалы, и потребовал, чтобы тот оплатил аренду юрты в размере 30 тысяч тенге. Тот вынужденно согласился, 22 июля на машине «Лада-Гранта», которой управляла его супруга, поехал в зону отдыха и отдал деньги за юрту её владельцу.
Сторона обвинения также утверждала, что 8 сентября 2016 года в 20 часов Губайдуллин позвонил Орынбасарову по мобильному и договорился о встрече возле областной детской больницы. Подъехав на место на своей личной автомашине «Киа Рио», он потребовал у Орынбасарова 100 тысяч тенге. Тот сказал, что таких денег у него нет. Старший оперуполномоченный настаивал хотя бы на половине этой суммы – Орынбасаров ответил, что постарается найти деньги у знакомых. И обратился с заявлением в департамент антикоррупционной службы (финансовая полиция).
9 сентября в 16.30 минут Губайдуллин встретился с Орынбасаровым неподалёку от магазина «Иверия» по улице Досмухамбетова, получил от него меченые финполом 50 тысяч и уехал. Через некоторое время возле школы-интерната №1 по улице Владимирского его остановили сотрудники антикоррупционной службы, представились и потребовали выйти из машины. Однако Губайдуллин заблокировал двери, бросил барсетку с деньгами и спички на заднее сидение и попросил сидевшую там коллегу по работе сжечь банкноты, что та и сделала.
В ходе осмотра места происшествия в задней части салона «Киа Рио» были обнаружены и изъяты фрагменты сожженных денежных купюр.
На очередном судебном заседании, состоявшемся 29 марта, судья Айгуль ТАШЕНОВА перечислила доказательства, приобщенные к уголовному делу. Но неожиданно слово взял государственный обвинитель Куаныш ШУНКЕНОВ, который заявил, что не все пункты обвинения достаточно доказаны, и попросил оставить только «Получение взятки путём вымогательства».
Интересно, что за полгода до того как подсудимый, по версии следствия, начал вымогать деньги у Орынбасарова, тот уже фигурировал в качестве потерпевшего по делу о вымогательстве взятки в колонии-поселении. В суде было доказано, что тогдашний начальник УГ 157/10 Ренат МЕНДЫГАЛИЕВ вымогал у осуждённого Орынбасарова 190 тысяч тенге за покровительство. Суд тогда приговорил Мендыгалиева к штрафу в 11,4 млн. тенге.
Следующее заседание назначено на 31 марта.
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
Фото Марата ТАКУЛИНА