В Сарайшыке начаты берегоукрепительные работы. Но ученые обеспокоены нарушениями процедуры археологического надзора.
Стало известно, что работы по укреплению размываемого Уралом берега, на поверхности и в толще которого покоится древнее городище Сарайшык – работы, которых ждали десятки лет - были начаты еще в октябре 2016 года.
Проект по укреплению берега для обеспечения сохранности памятника историко-архитектурного наследия XIV-XVII в.в. финансируется из областного бюджета. По сведениям проектировщиков, ежегодно в результате обрушения берега реки в воду сносит культурные слои городища шириной от 2 до 3 м и длиной до 600 м.
Стоимость работ - более 1,6 млрд тенге. Заказчик - ГУ «Управление строительства Атырауской области», генеральный подрядчик - ТОО «Компания АИС-Астана». Строительство начато в октябре 2016 года и должно быть завершено в марте 2018-го. Укреплён будет береговой участок 1500 м на 300 м. Крепление предусматривается подпорной монолитной стеной на свайном основании, откосы будут защищены железобетоном. Проектом предусмотрены 2 лестничные схода, откосы и лестницы будут огорожены перилами. По сути это привычная для горожан набережная, зашитая в бетон.
«НА ПЛОЩАДКЕ НЕТ АРХЕОЛОГА – ЭТО НОНСЕНС»
О необходимости берегоукрепительных работ в Сарайшыке было сказано много раз на самых различных уровнях, и вот, наконец, проблема исчезновения исторического наследия казахов начала решаться. Однако не обошлось без большой ложки дёгтя: прибывшие в эти дни на строительную площадку известные казахстанские ученые-археологи пришли в замешательство, обнаружив, что к работам на формально охраняемых государством раскопках приступили без обязательных в таких случаях консультаций и сопровождения археологов.
Доктор исторических наук института им. Маргулана Зейнолла САМАШЕВ (на снимке):
- Саму новость мы восприняли позитивно, только немного испортило впечатление то, что на площадке нет археолога. В 2015 году в заключении столичного филиала археологии мы черным по белому написали: «необходим постоянный надзор». Помню даже, 1,5 млн тенге было предусмотрено на услуги специалиста на период строительства. Строители к местному археологу обратились, но ему оказалось мало этой суммы, и он отказался. Строители махнули рукой и начали – это была грубая ошибка с их стороны. Однако ход строительных работ в таких обстоятельствах должна была контролировать областная инспекция по охране памятников, у них же есть свои специалисты. Не обязательно профессионального приглашать. Достаточно, чтобы болел человек за культурное наследие. Укрепительные работы неизбежно срезают какие-то пласты, этого не избежать просто по технологии. Функция такого человека заключается в том, чтобы сигнализировать в Алматы или Астану, да хотя бы и специалистам на местном уровне, если в ходе работы появятся артефакты. Но ещё не поздно. В акимате на совещании нам гарантировали, что вопрос будет взят под контроль. Надеюсь, инспекция вспомнит о своих обязанностях, иначе это будет преступлением. При этом остро необходимо закончить основные строительные работы на участке до мая, до начала паводка: если Жайык поднимется сильно, то все эти полтора миллиарда коту под хвост.
ТАМ КОСТИ ВАЛЯЮТСЯ
Напомню, Самашев один из тех, кто провел наиболее масштабные раскопки города эпохи Золотой Орды. Он приступил к этой работе в 1989 году, через 40 лет после академика Алькея МАРГУЛАНА. И он помнит, как паводок 1996 года унес на изгибе реки почти 30 метров.
- На ту экспедицию деньги выделили только после доклада тогдашнего президента Академии наук Казахстана Умирзака СУЛТАНГАЗИНА, - говорит З. Самашев. - Состояние было плачевное – культурные слои исчезали на глазах, по берегу валялись человеческие кости. Это не соответствовало требованиям цивилизованного мира. Как сказал Султангазин - городище исчезает, кости наших предков валяются, а мы тут рядом добываем нефть и строим будущее. Экспедиции на средства Академии наук несколько лет работали ни шатко ни валко; работа пошла с середины 90-ых – поспособствовало хорошее отношение тогдашнего министра культуры ТАСМАГАМБЕТОВА. Он одновременно выполнял функции вице-премьера и тогда уделял большое внимание Сарайшыку. Именно тогда, в 1997-м, мы полностью вскрыли дворцовый комплекс 14-го века, который сейчас красуется на всех фотографиях городища. До берега еще оставалось 20 метров. Сейчас дворец исчез, целиком смыло в воду. Вообще с 1989 года на наших глазах исчез культурный слой в 60 метров! Вот вам пласты истории. Каждый год этот вопрос поднимался и затухал. Наконец-то ваш новый аким Ногаев сделал практические шаги и выделил, оказывается, большие средства.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Фото и видео Марата ТАКУЛИНА