г.Алматы, 23 февраля 2017 г.
10 февраля 2017 г. в г.Алматы в офисе редакции независимой газеты «Трибуна. Саяси-Калам», в квартирах ее редактора Жанболата Мамая, и.о. редактора Инги Иманбай и их родственников, бухгалтера газеты, учредителя компании, выпускавшей газету, в доме политика Тулегена Жукеева прошли обыски в рамках следственных действий, проводимых Национальным бюро по противодействию коррупции в отношении якобы имевшего место хищения денег в БТА-банке.
В тот же день Национальное антикоррупционное бюро в нарушение принципа презумпции невиновности, без вступившего в силу обвинительного приговора суда назвало Мамая «пособником» политика и банкира Мухтара Аблязова, находящегося в эмиграции. «Он отмывал часть похищенных в БТА Банке денежных средств под видом проведения легальных финансовых операции через газету «Саяси калам: Трибуна», - указывалось в сообщении Национального антикоррупционного бюро, распространенном многими СМИ.
Его подозревают в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного частью 3 подпункты «б», «в» статьи 193 Уголовного кодекса РК (в редакции 1997 года) «Легализация (отмывание) денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем», что грозит крупным штрафом или лишением свободы на срок от трёх до семи лет. Жанболат Мамай категорически отрицает свою вину и 11 февраля сделал заявление о том, что рассматривает своё преследование как политически мотивированное.
Поздним вечером 11 февраля следственный судья А.Байдаулетова огласила решение об аресте журналиста на два месяца на период проведения следствия, а 20 февраля судом апелляционной судебной коллегии по гражданским делам Алматинского городского суда это решение было оставлено в силе.
Мамай был помещён в следственный изолятор ЛА 155/18 в пригороде г.Алматы.
21 февраля после встречи Мамая с его адвокатом Жанарой Балгабаевой стало известно, что 17 февраля он, без объяснения причин, был переведен из карантина камеры №81 следственного изолятора, где содержались лица, впервые привлечённые к уголовной ответственности, в камеру №197, где содержатся осужденные, отбывающее наказание по особо тяжким преступлениям. В этой камере, по его словам, он подвергся избиениям с потерей сознания, о чём также свидетельствуют ссадины и синяки на его теле, которые были видны во время посещения Мамая спецпрокурором по надзору за местами содержания под стражей; вымогательству суммы в 2 000 000 тенге, позднее сниженной до 200 000 тенге, путём звонков из камеры на телефон супруги Мамая Инги Иманбай; угрозам убийством. Кроме того, вымогатели требовали от Мамая отказаться от «политики».
У нас нет никаких сомнений, что уголовное преследование Жанболата Мамая политически мотивированно и связано с его активной общественной позицией и независимым характером газеты, главным редактором которой он является.
Мы также убеждены, что незаконное помещение ранее несудимого Мамая в камеру с осуждёнными за совершение тяжких преступлений имело целью оказать на него давление, поставить под угрозу его личную безопасность. Это следует также из того, что, несмотря на его собственное заявление, заявления его адвоката, а также супруги о необходимости обеспечения ему личной безопасности, обращения к начальнику следственного изолятора и специальному прокурору, информирование руководства уголовно-исполнительной системы, по состоянию на вторую половину дня 22 февраля он находился в той же камере на 8 человек, из которой только перевели в другое место двух его сокамерников.
В связи с вышеизложенным, мы требуем:
1.Прекращения политически мотивированного уголовного преследования Жанболата Мамая и обеспечения его права на справедливый суд на всех стадиях уголовного процесса в полном соответствии с международными обязательствами Казахстана;
2.Проведения тщательного расследования избиения Мамая и других нарушений его прав в следственном изоляторе и привлечения к ответственности всех виновных, в том числе должностного лица, отдавшего распоряжение о его переводе в камеру №197 и таким образом поставившего под угрозу его безопасность.
3.Обеспечить личную безопасность Мамая, поскольку это является прямой обязанностью властей.
Комитет планирует в ближайшее время обратиться с соответствующими заявлениями в адрес Спецдокладчика ООН по вопросу пыток и Спецдокладчику ООН по вопросу о положении правозащитников, а также предпринять другие шаги по защите прав Жанболата Мамая.
ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В 2007 году Жанболат Мамай организовал клуб «Рух пен тіл» («Духовность и язык»). Несколько позже он стал печататься в казахскоязычной оппозиционной газете «Жас алаш».
В июне 2012 года после расстрела протестующих нефтяников в Жанаозене Жанболат Мамай был арестован по обвинению в «разжигании социальной розни», из-за того что несколько раз приезжал в Жанаозен во время забастовки. 13 июля 2012 года он был освобожден.
С сентября 2012 года он возглавлял независимую газету «Трибуна», публиковавшую острокритические материалы в отношении действующей власти и ряда чиновников. За период своего существования издание неоднократно подвергалось судебным искам со стороны героев его публикаций. Несколько раз газета, неспособная оплатить судебные иски, закрывалась и потом выходила под другим названием, сохранив свое направление.
Последний раз суд обязал газету выплатить за появившуюся на её страницах публикацию директору муниципальной рекламной компании «Алматыжарнама» Султанбеку Сызыдыкову 5 миллионов тенге (около $15,5 тысяч) за нанесённый ему моральный вред, что в очередной раз поставило под угрозу существование газеты.
Источник: "Адил Соз"