Атырау, 26 апреля 19:18
 ясноВ Атырау +18
$ 444.22
€ 476.38
₽ 4.82

​На стоке веков

Фото
11 215 просмотров


В январе местные власти объявили ЧС техногенного характера в связи «с аварийной ситуацией на канализационно-очистных сооружениях города Атырау». Виновнику – Атырау Су Арнасы – вкатили чудовищный по меркам КГП почти 100-миллионный штраф.


ЗОНА ВОНИ

Наши коллеги, журналисты республиканских телеканалов, со скорбью оповестили всю страну: всё изношено-они не работают-там воняет-усё пропало!.. Перевожу с эмоционального на обычный – очистные сооружения КГП «Атырау Су Арнасы» буквально пропускают через себя все городские канализационные отходы, а это, простите за физиологические подробности, не только содержимое кишечников около 270 тысяч атыраусцев, но и сточные воды почти 3 700 компаний и учреждений, включая все больницы города, морг и скотобойные цеха. Объемы слива сточных вод в 2016 году, по данным АСА, составили в Атырау 11,6 миллиона кубометров. Весь цикл очистки даже специфических отходов сводится к тому, что их сливают в резервуары, затем этой жиже дают отстояться, осесть и гонят под давлением на поля испарения (пруды-накопители).

Стандартный процесс очистки делится на четыре этапа: механический, биологический, физико-химический и дезинфекция. У нас с натяжкой можно поставить галочку напротив первого пункта, хотя и это будет не полной правдой – механическая подразумевает отсев крупных загрязнений минерального и органического происхождения сквозь решета или сито. На отстойнике с этим справляется закон притяжения.

Вы будете смеяться, но это положение вещей устраивало всех как минимум 20 лет, на деле и все 30. Но именно в 2017 власти объявляют ЧС, а уполномоченный орган – управление экологии – вкатывает предприятию водоподготовки 92 миллиона тенге штрафа. Официальные экологи «вдруг» обнаружили, что КОС и пруды испарений воняют и отравляют почву и воздух, но всё ещё не видят, что жители Сарыозека живут в санитарной зоне. И тут виноваты не только они, а те же городские власти, выдавшие им разрешения на строительство. Там не могут жить люди, не должны во всяком случае!

Я ездила туда в январе. Неясной планировки комплекс, без намека хотя бы на смутные границы: ограждения нет, зато есть КПП, где деньги берут за слив с подъезжающих вакуумных машин. Группу непонятного назначения объектов венчает «корона» на возвышенности – большой резервуар, который всегда парит от свежеслитых помоев. Вся площадь по периметру отстойника покрыта толстым слоем льда, в него вмерзли «фракции» бурых масс, происхождение которых очевидно… Это самое грязное и зловонное место в моей жизни, а я повидала злачных мест в «грязной» Индии и послевоенной Камбодже. И оно находится в паре сотен метров от жилого микрорайона. О каком качестве жизни можно говорить, о каком здоровье нации? Как это вообще могло произойти, что людям позволили селиться в близости от таких объектов?


Пруд-накопитель в районе Чёрной речки.


«КАПРЕМОНТА НЕ БЫЛО НИКОГДА»

Объявив ЧС, власти в качестве превентивной меры заявили о подготовке проектно-сметной документации для реконструкции КОС на правом берегу. Пока речь идёт только об этом, что будет с полями испарений – неизвестно. Их площадь 520 гектаров, защищены бетоном только стены резервуаров, построенных уже лет 70 назад, дно – открытое, поверхность тоже, и доступна для животных и птиц. По словам директора АСА Андрея ТАШЛЫКОВА, содержимое полей постоянно мониторится, проводятся лабораторные пробы, поля на сегодня не представляют экологической опасности… Что спорно, считают независимые экологи – река проходит очень близко к обоим прудам, у нас очень высокие грунтовые воды, и Урал не защищен от риска попадания опасных веществ.

Андрей ТАШЛЫКОВ.


Капитального ремонта очистные сооружения АСА не знали никогда, им по 60-70 лет, – комментирует один из анонимных экспертов, когда-то работавший в этой системе. – Системы биоочистки давно пришли в полную негодность. Ремонт, положенный, не выполнялся. Котельная держится на честном слове, еле греет насосную станцию, чтобы отгоняемые на поля отходы не замерзли. Даже скребки для элементарной механической очистки не работают. Подъездной дороги нет. Такое положение с правым берегом. Дно было защищено элементарно – слоем щебня, вряд ли там что-то осталось. Теоретически мы можем это пить и не знать – никто никогда не изучал потенциального воздействия на воздух, почву и речную воду такого хранения отходов. Очевидно, что оно не отвечает требованиям санитарных норм и норм безопасности. Вот Су Арнасы оштрафовали, но за что?! Это имущество местных властей, и они должны были содержать его в надлежащем состоянии. Положение на левом берегу, на Тухлой балке, еще хуже. Это самая настоящая экологическая катастрофа, которая длится много лет. Дренаж забросили, хотя в проект закопали миллионы. 80 насосных станций гоняют нечистоты под всем городом и тоже «помогают» повышать уровень грунтовых вод, почему мы и топимся каждый год всё больше. Специалисты из Москвы делали оценку хозяйства АСА в 2001 году, и еще тогда надо было всё переделывать. Вопрос поднимался при всех акимах, последний раз при Бергее РЫСКАЛИЕВЕ в 2006 году. Тогда полная реконструкция стоила 4,5 млрд тенге, но не было финансирования. Слышал, что в прошлом году испанцы интересовались КОС на левом берегу, недостроенной после Рыскалиева, не знаю, что им ответил аким области НОГАЕВ, но объект всё так же разворовывается.


«У РУКОВОДСТВА НЕ БЫЛО ИНТЕРЕСА»

Местные экологи напомнили о том, что в 2010-11 годах Европейский банк реконструкции и развития заказал аудит на объектах АСА. Мы нашли проводившего аудит алматинского юриста по экологическому праву Вадима НИ:

Это когда был еще тот ваш аким, которого все знают, Бергей, кажется. Аудит заказал ЕБРР, это была инициатива самого банка – по договоренности с правительством на национальном уровне, но когда спустились на местный уровень, то столкнулись с тем, что у руководства области и города совершенно не было интереса никакого. Они ориентировались на средства бюджета в тот момент. Банк пытался выделить средства на реконструкцию, но поскольку экономическое состояние и в целом менеджмент всего предприятия водоподготовки был в ужасном состоянии, банк отказался от проекта. Состояние вашей КОС на правом берегу было ужасное, иначе не скажешь. Там даже к самим канализационным очистным сооружениям подойти было проблемно. Совершенно не огороженная территория, в том числе и на полях испарения. Там пасся скот, охотились люди! Не знаю, как они ели добытое там. На КОС уже давно ничего не работало. Грубо говоря, ваш городской унитаз совсем не работает. Просто видимость цивилизованного унитаза, а на самом деле всё идет просто в лужу. Разница – что на расстоянии просто. То же самое, что сливать в выгребную яму во дворе, причем она открытая. Риск распространения инфекций остается как с поверхности, особенно в летнее время, так и через грунтовые воды. На территории КОС не было элементарных условий, техники безопасности. Непонятно, куда девались отходы. Если сравнивать с Алматы, это небо и земля было. Даже техника безопасности сотрудников хлораторной была очень далека от требуемых условий, в случае экстренных аварий было бы сложно обеспечить безопасность для сотрудников. Прибор для измерения сероводорода был один и скорее всего не использовался. На вторую КОС, стройка которой тогда шла, нас даже не пустили. Мы пытались разными способами попасть, но не смогли.




«МОЖЕТ, ВЛАСТИ СДЕЛАЮТ ЧТО-НИБУДЬ»

Мы попросили ответить на несколько наших вопросов директора АСА А. Ташлыкова.

За какие нарушения и в какой сумме на КГП «Атырау Су Арнасы» наложен штраф?

– Так скажем, за то, что мы транспортируем канализационные стоки на поля испарения без очистки департаментом экологии были наложены административные взыскания на сумму 16,6 млн тенге и определен ущерб, нанесенный окружающей среде, на сумму 75,4 млн тенге.

– А что, вы в первый раз это делаете?

– Постоянно, – пожимает плечами Ташлыков.

– А почему вас сейчас оштрафовали? Должны за все 30 лет тогда? Вы, заметим, эксплуатирующая активы городского хозяйства организация, до конца года эти нарушения устранить не сможете (потому что хозяйство собственно не ваше – оно городское) и в следующем году снова будете платить штраф?

– Надеемся, до следующего года сделают что-нибудь. Сейчас городские власти занялись вопросом, ПСД заказали.

– А почему за столько лет вы за счёт собственных средств не устранили эти нарушения?

– Ну тогда тариф должен быть не 35, а 70-80 тенге, если не больше. Кто же нам позволит?

– А если реконструкцию проведут за счёт казны, тариф останется прежним?

– Ну, включат, конечно, какую-то сумму за содержание новой КОС, но сейчас выбирается технология такая, которая содержание сделает экономичным.

– Планируется ли ремонт подъездной дороги к вашему объекту на Чёрной речке?

– Реконструкцию автодороги к КОС на Чёрной речке планируется выполнить до конца 2017 года.

– Каким образом защищены дно и берега полей испарения на Чёрной речке и на Тухлой балке? В каких годах они были введены в эксплуатацию и проводился ли ремонт? Отвечает ли их нынешнее состояние требованиям современного экологического кодекса?

– Пруд-накопитель в районе Чёрной речки в правобережной части города, общей площадью 520,13 га, осыпан дамбой и укреплён бетонными плитами с внутренней стороны. Введён в эксплуатацию в 1978 году. В районе пруда-испарителя имеется сеть наблюдательных скважин. В них ежегодно в первом и в четвертом кварталах производится мониторинг грунтовых вод.

Проникновения сточных вод из пруда-накопителя в подпочвенные воды не наблюдается. Поля испарения в левобережной части города находятся на балансе ТОО «АНПЗ», данными об их состоянии мы не располагаем.

Каково состояние магистральных канализационных сетей? Какова их общая протяженность? Сколько им лет, когда и на каких участках производилась замена или ремонт?

– АСА эксплуатирует самотечные и напорные канализационные коллекторы протяженностью 295,241 км. С 1960 по 2002 год были построены канализационные коллекторы из керамики, чугуна, железобетона. С 2001 по 2012 годы канализационные коллекторы строились из полиэтилена, их общая  протяженность – 139,317 км.

– Когда АСА вышла на точку безубыточности?

– Мы рентабельны с 2016 года, сейчас бюджет нас не дотирует. Вышли на доходность за счёт модернизации в 14-15-м годах. Обновили оборудование, насосы. Сейчас экономим ежемесячно 30-35% электроэнергии. Снизились потери воды – мы провели замену приборов учета на 90%.


ПО ТРАДИЦИИ ПРЕДКОВ

– В Атырау бум индивидуального жилищного строительства, городская инфраструктура за ним не поспевает. На сегодня в городе, по вашим же данным, около 51 тысячи абонентов, не имеющих доступа к централизованной канализационной системе - проще говоря, они пользуются, как и предки сто лет назад, выгребными ямами. Оставим экологический аспект специалистам, а вот финансовая сторона вопроса меня интересует лично, поскольку я сама обладатель такого чуда прогресса наоборот как септик. Слив из них производится за счет владельца. Один вызов вакуумного спецтранспорта стоит от 5 до 10 тысяч тенге. За каждый заезд на поля испарения водители спецтранспорта платят по установленному вами тарифу – 596 тенге за объем до 4 кубов и почти 1 600 тенге за 10 кубов. То есть за возможность слить на поля испарения отходы вам платят дважды – владельцы септиков и водители вакуумных автомашин.

– Жители частного сектора оплачивают услуги КГП «АСА» по транспортировке сточных вод от точки слива до КОС и транспортировке по магистральным трубопроводам (два трубопровода по 4,5 км, диаметром 500 мм)  посредством насосов от КОС до полей испарения. АСА возвращает жителю частного сектора сумму за фактический объем сточных вод, принятых в точке слива при наличии подтверждающего документа (фискальный чек). Требуйте у частников свои квитанции или пользуйтесь нашими машинами.

– Предположим, все мы откажемся от услуг «левых» ваккумных машин и дружно перейдем к вашим. АСА не «упадет»? Сколько у вас специализированных машин для откачки сточных вод?

– Всего в городе такую услугу оказывают около 300 машин, из них 22 – наши.

– То есть вы призываете легализовать услугу, но на деле не в состоянии обслужить всех своих потенциальных клиентов? И я считаю, что вы так и не ответили на вопрос о том, что ваша компания берет двойную оплату за один и тот же вид услуг, особенно учитывая, что вы не производите ровно никаких манипуляций с отходами. И цена за отстаивание и перегон на поля испарения получается слишком высокой. Приведу опять же свой собственный пример – у меня полностью изолированный от почвы септик и я плачу ежемесячно 6 тысяч тенге за вызов вакуума, а также АСА по квитанции от 400 до 700 тенге тоже якобы за отвод канализационных вод, хотя на моей улице даже нет канализационной трубы. Такие цены на ваши услуги вынуждают многих владельцев индивидуального жилья идти на нарушения экологических требований и строить септики без должной степени защиты, загрязняя почву и повышая и без того высокий уровень грунтовых вод. Почему потребители вам платят за услугу водоотведения, которую вы фактически не оказываете? Это же незаконно.

– Мы же возвращаем оплату за объем слитого, если нам предоставляют квитанции от владельцев частных вакуумных машин. Вот эти от 400 до 700 тенге в месяц.

– Каким образом (на основании каких расчетов) были составлены тарифы на услуги по отводу канализационных отходов для жителей частного сектора и по покупке талонов на слив для владельцев вакуумных машин?

– Тариф на услугу по отводу сточных вод утвержден приказом №104-ОД от 22 июня 2015 года Департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по Атырауской области и составляет 35 тенге без НДС за 1 м3 для физических лиц и 151,98 тенге без НДС за 1 м3 для прочих потребителей. В тарифы на услуги по отводу сточных вод заложены следующие расходы: сырье и материалы, оплата труда,  ГСМ, электроэнергия, содержание полей испарений, амортизация, аренда транспорта, услуга связи, затраты по охране труда и технике безопасности, охрана окружающей среды, административные расходы и т. д.


Несанкционированный слив автомашинами-вакуумами в черте города должен пресекаться органами местной полиции.


«НАШИ СЛИВАЮТ ГДЕ ПОЛОЖЕНО»

– К нам поступают сигналы о том, что, несмотря на наложенный акимом города Сериком ШАПКЕНОВЫМ запрет на слив отходов в черте города, ваши вакуумы продолжают сливать их в городе.

– Все автомашины-вакуумы КГП АСА после откачки септиков, расположенных во дворах жилых домов в городе и в пригородных поселках, сливают сточные воды в точке слива в районе КОС. С введением «Правил содержания и защиты зеленых насаждений, благоустройства территорий и населенных пунктов Атырауской области», утвержденных решением областного маслихата от 15 сентября 2016 года №47-IV, несанкционированный слив автомашинами-вакуумами в черте города пресекается органами местной полиции, в том числе это распространяется и на автотранспорт КГП АСА. Наши вакуумы бывают задействованы при выполнении аварийно-восстановительных работ на линии канализации, в таких случаях устранения последствий аварий им разрешено сливать в черте города. Иногда за незаконный слив принимают процесс прочистки линий канализации от засорения или непосредственную откачку аварийных вод.

– Алматинский юрист по экоправу Ни утверждает, что ваше предприятие не проявило никакого интереса к проекту реконструкции КОС за счет средств ЕБРР.

– В то время я не работал на АСА и никак не могу комментировать это утверждение. К тому же решения такого рода принимает не руководство КГП, а акимат. ЕБРР провёл работу по разработке ТЭО «Программа приоритетных инвестиций 2012-2021 гг.» для развития КГП «Атырау Су Арнасы» и системы водоснабжения и водоотведения города Атырау». Однако финансирование на выполнение указанной работы не производилось, так как по ТЭО предусматривалось увеличение тарифов в несколько раз.

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

Фото автора

22 февраля 2017, 11:50

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz